Валерий Гергиев — дирижер-реформатор

Валерий Гергиев является, пожалуй, самым популярным дирижером современности. Его имя известно даже людям, далеким от академической музыки. Он выступает на крупнейших площадках всего мира, неизменно собирая миллионы слушателей, но главная его цель — развитие Мариинского театра и русской классической музыки.

Из Орджоникидзе в Мариинский

Музыкальная карьера Валерия Гергиева началась с того, что в детстве его не приняли в музыкальную школу, поставив двойки по музыкальному ритму, памяти и слуху. Он хотел профессионально заниматься футболом (до сих пор остается страстным болельщиком), но, как вспоминает Гергиев, на него произвели огромное впечатление концерты Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича: «Услышав, увидев этих музыкантов, я понял, что буду заниматься музыкой всю жизнь». Валерий Гергиев окончил музыкальное училище в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ), куда семья вернулась после военной демобилизации отца из Москвы в 1959 году. Помимо футбола, мальчик увлекался рисованием, математикой, участвовал и побеждал в школьных олимпиадах.
Маэстро Гергиев — представитель петербургской исполнительской школы, воспитанник легендарного дирижера Ильи Мусина. Будучи студентом Ленинградской консерватории, он стал лауреатом престижного Международного конкурса дирижеров Герберта фон Караяна в 1977 году, положившего начало его карьере. В возрасте 35 лет он уже был избран художественным руководителем оперной труппы одного из главных театров страны — Мариинского театра, а в 1996 году — художественным руководителем театра. Не назначен сверху властями, как до этого практиковалось, а именно избран коллективом. За последующие годы работы с симфоническим оркестром Мариинского он добился международной известности, выступая на лучших площадках мира и престижных фестивалях.

Холдинг Мариинский

В конце 1990-х Валерий Гергиев смог возродить былую славу Мариинского театра
, ставшего под его руководством главным представителем русского искусства за рубежом. Музыкант обратился к русской оперной классике, причем представил ее в современных постановках, приглашая к сотрудничеству мировых режиссеров. Практически каждый год он проводит грандиозные фестивали: Модеста Мусоргского (1989), Петра Чайковского
(1990), Сергея Прокофьева
(1991), Николая Римского-Корсакова (1994), Дмитрия Шостаковича
(2006, фестиваль прошел в Лондоне), которые до сих пор не имеют аналогов. Если Петр I прорубил окно в Европу, то Валерий Гергиев открыл России западную музыку, а Европе — музыкальную культуру России. Так, например, до его выступлений сочинения Римского-Корсакова
не звучали за рубежом около ста лет.
Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный «холдинг» из четырех зданий в двух городах России. Это отреставрированная Историческая сцена, Концертный зал и Мариинский-2 на Театральной площади в Санкт-Петербурге и Приморская сцена во Владивостоке. Кстати, по инициативе Гергиева в 1992 году театру было возвращено историческое имя — Мариинский (в советские годы он назывался Театром имени Кирова). Сегодня при театре действует Академия молодых певцов (открылась в 1998 году), молодежный оркестр и собственный лейбл Mariinsky.

От классики к современности

Гергиев не просто выдающийся дирижер, но и талантливый менеджер. Он начал привлекать в театр молодых вокалистов. Анна Нетребко, Мария Гулегина, Ольга Бородина и многие другие исполнители стали мировыми звездами благодаря Гергиеву. Он возвращается к традиции исполнения опер на языке оригинала и вводит практику копродукций, работая в партнерстве с известными оперными домами и западными спонсорами. Именно Валерий Гергиев исполнил знаменитый оперный цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», не звучавший в России более полувека.
Помимо русской и зарубежной классики, в репертуаре маэстро постепенно появляется музыка современных отечественных композиторов — Родиона Щедрина, Софии Губайдуллиной, Бориса Тищенко, Николая Каретникова, Сергея Слонимского и Александра Смелкова.
Еще одна гордость Валерия Гергиева — Пасхальный фестиваль, который за прошедшие годы дал более тысячи концертов в 90 городах России и ближнего зарубежья. Особенным для него стало выступление в Беломорске, где нет даже концертного зала. «Мы гастролируем по России больше, чем где-либо» — вот лозунг дирижера в последние 15 лет.

«Я всегда знаю, куда и зачем иду»

Гастрольный график дирижера расписан по часам. Он рекордсмен по количеству концертов. Как указано на его официальном сайте, Мариинский оркестр под руководством Гергиева дает до 760 концертов в сезон, а это в среднем два-три концерта в день, которые иногда проходят не только в разных городах, но и разных странах.
На сегодняшний день Валерий Гергиев руководит десятком фестивалей, несколькими театрами и оркестрами. В 2015 году появилась еще одна должность — главный дирижер Мюнхенского оркестра. В 2010 году он стал единственным представителем России, включенным в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time. А в 2014 году Гергиев участвовал в церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, управляя созданным по его инициативе сводным многотысячным детским хором.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна