В. Вульф вместе с А. Дорошевичем перевели на русский язык «Татуированную розу» Т. Уильямса, а эксцентрик Р. Виктюк поставил ее на сцене (помогали режиссеру О. Рослякова и Н. Кольцова).

Этого американского драматурга у нас знают во многом именно благодаря Вульфу. Он автор спектаклей «Кошка на раскаленной крыше», «Сладкоголосая птицы юности», «В баре токийского отеля», «Царствия земного», «Не о соловьях».

Премьеру виктюковской «Татуированной розы» сыграли во МХАТе 30 января 1982 года, а за пять лет до Виктюка, в 1977-м, пьесу ставил Л. Додин в МДТ. В Москве в главной роли была И. Мирошниченко, которая, в свою очередь, спектакль позднее восстановила. Виктюк потом делился в интервью, что «Ира восстановила во МХАТе мою «Татуированную розу» и написала, что она режиссер. Я даже вздрогнул». К слову, сам драматург изначально писал «Татуированную розу» для Анны Маньяни. Хотя в театральной инсценировке итальянка участвовать не стала, в экранизации пьесы в 1955-м снялась именно она.

Уильямс рассказал историю из разряда будничных, но усилил ее итальянским темпераментом своих героев. Серафина делла Роза теряет мужа, темпераментного сицилийца с татуированной розой на груди. С этой самой розой у импульсивной итальянки еще при супруге выстроилась целая цепочка символических предзнаменований, словом, для нее она знак причастности к усопшему. Но однажды Серафина обнаруживает в своем доме водителя Альваро, в фигуре которого находит едва ли не посмертную инкарнацию мужа.

Сценографию спектакля создал Сергей Бархин. Мирошниченко вспоминала, как появлялось сценическое пространство: «Дело было еще на Тверском бульваре. Экспериментальная постановка — «Татуированная роза». Денег — ноль. Ставит Роман Виктюк. Посмотрел Сергей на это дело и сказал: «Давайте, я из подручных материалов соберу эту «Татуированную розу». Будем делать спектакль из того, что есть». Он тогда придумал удивительный ход: тряпку положили от начала моей комнаты до конца сцены, и там, в конце, она как бы переходила в другую плоскость. Эта тряпка была сшита какими-то буграми. Потом, мне кажется, даже вошли в моду такие юбки — внизу одна ткань, а вверху, складками — другая. Эти бугры нашивали вручную. Как сейчас помню, шили в цехах на четвертом этаже, прямо на полу».

Виктюк пишет мир одиноких людей не акварелью, а маслом. За всеми внешними жестами прорывается поиск героями опоры в мире.

Режиссёры: Роман Виктюк, Ирина Мирошниченко, Юрий Кротенко
В ролях: Ирина Мирошниченко, Борис Коростелёв, Ирина Юревич, Софья Гаррель, Анна Комолова, Галина Киндинова, Андрей Давыдов, Ирина Гришина, Нина Килимник, Юрий Богомолов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна