Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Кирилло-Белозерский монастырь

Категория: Музей-заповедник
Город: Кириллов
Адрес: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Телефон: +7 (817) 573 17 35
Паспорт объекта
К концу ХVI века на берегу Сиверского озера возник значительный монастырский город, по количеству каменных зданий сопоставимый с Троице-Сергиевым монастырем. Внутри его каменных стен расположились девять каменных церквей, колокольня, казенная палата, поварня, ледники. Монашеские кельи и окружавшие монастырь хозяйственные дворы были сперва деревянными, а населяли их многочисленные ремесленники, работавшие на монастырь: иконописцы, серебряники, резчики по дереву, кузнецы. По описи 1601 года в Кирилловском монастыре проживало около 180 человек братии.

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Кирилло-Белозерский монастырь основал монах московского Симонова монастыря Кирилл в 1397 году. Обителью он управлял до самой смерти — более 30 лет. Первым каменным зданием монастыря был построенный в 1497 году Успенский собор, а в XVI веке рядом с ним возвели Ивановский монастырь.

Обитель богатела и разрасталась — князья и цари не скупились на пожертвования и вклады. В 1557 году в монастыре случился большой пожар, однако многие каменные строения уцелели, а в 1600 году монастырь обнесли каменной стеной с восемью башнями.

Во время польско-литовского нашествия Кирилло-Белозерский монастырь оказал сопротивление неприятелю. Впервые отряды интервентов появились в Белозерье в 1612 году: в августе того года они подошли к стенам монастыря, но на прямой штурм не решились, а только разорили монастырские дворы и слободки, вытоптали огороды. В декабре отряды под руководством пана Бобовского и полковника Песецкого снова осадили монастырь, и находившиеся в обители стрельцы, монастырские крестьяне и служки, сами монахи оказали сопротивление. Противник отошел от монастыря, но еще долго поляки, литовцы и «воровские казаки» продолжали жечь и грабить монастырские села и деревни. Около пяти лет монастырь находился под постоянной угрозой нападения и был отрезан от своих вотчин. Однако он довольно быстро оправился от разорения. Уже около 1630 года началось восстановление монастырских стен, затем выстроили ряд новых зданий.

ВЕЛИКАЯ ГОСУДАРЕВА КРЕПОСТЬ

Самое крупное за всю историю монастыря строительство началось в 1653 году на пожертвования царя Алексея Романова. За 30 лет трудом тысяч крестьян и ремесленников была возведена Великая государева крепость, окружавшая монастырь с трех сторон. Длина стен новой крепости составляла 732 метра, высота — около 11, толщина — 7. Благодаря постройке так называемого Нового города монастырь стал одним из самых крупных в Европе, а крепость — самой мощной на Русском Севере.

1764 год стал тяжелым для монастыря: Екатерина II своим указом лишила обитель угодий и крестьян. Позже из территории монастыря образовался город Кириллов, а в крепостной стене была организована тюрьма.

Епископ Кирилловский Иоаникий в 1914 году поднял вопрос о капитальном ремонте сооружений Кирилло-Белозерского монастыря, однако началась Первая мировая война и работы пришлось отложить. В 1924 году монастырь утратил статус действующего, на части его территории создали музей, однако работы по спасению памятников обители продолжились. Особая заслуга в спасении Кирилловского ансамбля принадлежит архитектору Владимиру Данилову: под его руководством реставраторы в 1919–1940 годах спасли от разрушения Свиточную башню, Большие и Малые больничные палаты, стенопись Святых врат и другие памятники. Работы по реставрации и реконструкции монастыря продолжались и после Великой Отечественной войны.

АНСАМБЛЬ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сложился в основном за два столетия, с конца ХV до конца ХVII века. Историческая структура обители включает в себя Успенский Большой, Ивановский Малый монастыри и Новый город.

Успенский Большой монастырь

Это одна из первых каменных построек Русского Севера. Стены массивного храма разделены узкими лопатками и украшены пышными орнаментальными поясами. Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Белокаменные перспективные порталы, увенчанные заостренной «килевидной» аркой, имеют характерные для московских построек бусины и «сноповидные» капители. Облик собора сильно менялся со временем: из трех порталов сохранился только один, покрытие по закомарам заменили на четырехскатную кровлю, над массивным барабаном возвели новую высокую главу сложной формы.

В 1554 году к собору пристроили придел Владимира с северной стороны — небольшой бесстолпный храм. В конце XVI века к южной стороне Успенского собора пристроили церковь Кирилла, а в 1781–1784 годах ее обновили.

В 1641 году костромские мастера во главе с Любимом Агеевым — одним из лучших художников середины ХVII века — расписали собор. В 1838 году оригинальную живопись пропитали олифой и покрыли слоем масляной живописи. В таком виде росписи собора сохранились до 70-х годов ХХ века, а сегодня их реставрируют.

Церковь Введения

К началу XVII столетия в Кирилло-Белозерском монастыре проживало около 180 монахов, монастырских слуг и послушников, и возникла необходимость в еще одной церкви с трапезной. Так появилась вторая каменная постройка на территории монастыря — церковь Введения.

Ее вместе с трапезной палатой возвели в 1519 году на месте деревянной монастырской трапезной. Стройный граненый столп церкви, увенчанный несколькими ярусами кокошников, контрастировал с суровой гладью стен массивной палаты. Ее фасады были украшены лишь небольшими окнами, обрамленными своеобразными наличниками с килевидными завершениями, и членящими стены лопатками.

Позднее трапезная неоднократно перестраивалась, и переделки исказили ее внешний и внутренний облик. Часть окон и других элементов фасада и интерьера удалось восстановить позднее в ходе реставрации.

Церковь Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи

Московский князь Василий III в 1528 году приезжал в монастырь со второй женой Еленой Глинской — молиться о даровании наследника. И когда у царской семьи родился сын Иван, Василий III пожертвовал монастырю огромную сумму, на которую в обители построили два новых храма.

Архитектурные формы церквей Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи значительно отличаются от Успенского собора. В них нашли отражение те новые черты, которые внесли в московскую архитектуру итальянские зодчие. Заметнее всего это проявилось в облике церкви Архангела Гавриила. На фасадной части здания выделяется развитой трехчастный карниз, опоясывающий стены по верху храма. Над карнизом — стены второго яруса с большими открытыми проемами, в которых висели колокола. Этот ярус звона венчала целая корона небольших кокошников, а в его северо-западном углу были установлены часы.

Церковь завершалась двумя главами, большой — в центре и малой — над приделом Константина и Елены. В 1638 году ярус звона перестроили в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом.

Периметр комплекса

По периметру площади, раскинувшейся вокруг комплекса Успенского собора, находятся хорошо сохранившиеся строения XVI–XVII веков: казенная палата, архимандричьи кельи, монашеские корпуса. В северной крепостной стене до сих пор стоят казенные палаты, сушила и Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника.

Этот комплекс начали строить еще в 1523 году. Первоначально казенная палата представляла собой небольшое двухэтажное, квадратное в плане здание. Второй этаж, вероятно, был снесен в XVI веке.

Святые ворота также сохранились до наших дней не полностью. В 1572 году над ними выстроили церковь Иоанна Лествичника, при этом первоначальное завершение памятника было утрачено. Ворота состоят из двух пролетов, их стены и своды покрыты живописью. Ее выполняли «старец Александр своими учениками со Омелином да с Никитою». Стенопись ворот частично скрыта под поздними записями.

Церковь Преображения

Церковь Преображения стоит над Водяными воротами, служившими парадным входом в монастырь со стороны озера. Ранее за ними находилась удобная небольшая бухта, в которую входили речные суда.

Барабан и своды церкви опираются не на четыре столба, как у других кирилловских храмов, а на два. Из-за этого барабан сдвинут к востоку, а не находится в центре постройки. Над юго-восточным и северо-восточным углами церкви ( над приделами Николы и Ирины соответственно) есть два малых барабана. Как и церковь Иоанна Лествичника, церковь Преображения завершается тремя ярусами кокошников, которые были восстановлены во время реставрационных работ в 70-е годы ХХ века. Алтарь церкви представляет в плане прямоугольник и перекрывается тремя двухскатными крышицами, выходящими на восточный фасад в виде щипцов.

Внутри церкви сохранился четырехъярусный иконостас. Основу деисусного ряда иконостаса составляют русские святые: митрополиты Петр и Алексей, ростовские чудотворцы Леонтий и Исайя, крестившие ростовские земли. Их дополняют образы Кирилла Белозерского и Дмитрия Прилуцкого, распространявших православие в северных землях.

Келарский корпус

Почти без изменений сохранилось в Кириллове монастыре небольшое двухэтажное здание между церквями Преображения и Введения, возведенное в последней четверти XVII века. Обычно его называют домиком келаря или Келарским корпусом. На нижнем этаже по обе стороны ворот, ведущих на хозяйственный двор, расположены кельи, а на втором этаже — шесть маленьких комнат кладовых. Вход на второй этаж устроен через деревянное крыльцо с лестницей со стороны хозяйственного двора. Главный фасад здания богато украшен, хорошо сохранились наличники окон.

Поварня

Пройдя под аркой домика келаря, можно попасть на обширный хозяйственный двор Успенского монастыря. Когда-то в Кириллове монастыре были свои поварня, солодежня, погреба, кузница, оружейная палата. Часть этих строений сохранилась до наших дней. Наиболее значительное хозяйственное сооружение монастыря — сложный корпус монастырской поварни, построенный еще в XVI веке. Поварня примыкает к западной стене трапезной палаты. В настоящее время в Поварне размещается одна из экспозиций Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Между 1680 и 1685 годом со стороны крепостной стены к поварне пристроили новое двухэтажное здание Поваренных келий, включавшее в себя Уксусную келью, Сушило с каменным крыльцом и другие помещения. От этого здания сохранилась одноэтажная палата, на наружных стенах которой видны пяты сводов примыкавших к ней помещений. На одном из фасадов сохранились окна, украшенные характерными для XVII века наличниками.

Малый монастырь

Началом каменного строительства на территории Малого монастыря стало возведение церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Позднее вокруг нее построили невысокую каменную стену.

Долгое время Ивановский монастырь подчинялся Большому монастырю, а позднее, в XVII веке, они слились. Вскоре в Ивановском монастыре построили небольшую трапезную и церковь Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого.

В конце XVI века над церковью выстроили ярус звона. В Ивановском монастыре кроме церквей имелись и деревянные кельи: жилых каменных покоев в нем не строили. В 1730-е годы, после пожертвования императрицы Анны Иоанновны, здесь возвели Малую больничную палату.

Местные святыни

Рядом с церквями на западном склоне Ивановской горки находятся еще два сооружения — местные святыни: часовня и сень над землянкой Кирилла. Клетскую деревянную часовню, по преданию, построил сам Кирилл по приходу на Белоозеро в 1397 году. Существующая в наше время постройка более поздняя, но, по-видимому, повторяет общий характер архитектуры ХIV века.

Вторая деревянная часовня, или сень над крестом, датируется началом XVIII века. По преданию, ее поставили на месте, где когда-то была «келья ископанная в земле преподобным Кириллом». Ныне существующий крест возвели в 1994 году во время реставрации деревянной сени.
Виртуальный музей
ВИДЕО
Фото
За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Пользователи группы портала «Культура.РФ» смогут стать участниками событий акции.

Подробнее

Зрители увидят фильмы из Италии, Франции, Ирана и других стран мира.

Подробнее

Он будет посвящен событиям XVII века.

Подробнее

Познакомиться с коллекцией музея можно во время виртуальной экскурсии.

Подробнее

Посетители смогут «услышать» повседневную жизнь императорской резиденции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть