Национальный праздник «Сабантуй»
Народный праздник сабантуй у татар и башкир появился в глубокой древности. Его название происходит из тюркских языков и означает «праздник плуга». Начало традиции праздновать окончание весенних полевых работ положил культовый обряд: люди задабривали духов плодородия, чтобы следующий год выдался урожайным. Первое упоминание сабантуя относится к 921 году. Праздник в городе Булгар, который находился на территории современного Татарстана, описывал арабский путешественник и посол Ибн Фадлан.
В старину
сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли
старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например,
в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев
расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников
состязаний. Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди.
Также незадолго до праздника по домам
отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под
присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь
ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой
кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая,
предваряя его фразой «Пусть легкой
будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные
яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение
прямо в поле.
Вторая часть праздника включала в себя скачки
и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались
не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах:
в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами,
в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках
в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги
участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне,
а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок.
Самым популярным видом состязаний была
национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга
на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции
ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались
по старшинству. Кульминацией становился поединок двух батыров — самых
сильных соперников. Победитель получал ценный приз, например живого барана.
Проводили во время сабантуя и состязания
на силу и ловкость: поднимали гири и штанги, перетягивали канат
и палки. Также участники балансировали на подвешенном в воздухе
бревне и взбирались на высокий гладкий столб, на вершине
которого устанавливали приз, например клетку с петухом.
На сабантуе можно было показать
не только физическую силу. Там выступали певцы, чтецы
и танцоры — а принимали участие в творческой части
праздника все желающие. В завершающий вечер проводили игрища
для молодежи. Нарядно одетые юноши и девушки пели песни, водили
хороводы, танцевали. Согласно старинной примете, первая встреча на сабантуе
сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.
До XX века сабантуй в разных районах
отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал
национальным праздником с едиными сроками проведения и традициями.
В наши дни в России его отмечают с тем же размахом
и по тем же правилам, что и в старину, в период
с конца мая по июль.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Районный дом культуры» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.