Николаевский Вяжицкий монастырь в Новгородской области

Вид объекта: МонастырьКонфессия: ПравославиеЯзык: русский язык, церковнославянский язык
Монастырь основан в конце XIV века иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первое упоминание в летописи — 1411 год. В 1411 году построен Никольский собор (из дерева), в 1417 году в летописях упоминается о строительстве нового храма (прежний вероятно сгорел). В 1419 году был сооружен надвратный деревянный храм в честь преподобного Антония Великого. В 1458 году в обители был погребён её постриженник, архиепископ Новгородский Евфимий, вскоре причисленный к лику местночтимых святых (общецерковное почитание установлено в 1549 году).

В XVII веке монастырь пользовался покровительством первых царей из династии Романовых. В 1670-80-х годах к нему были приписаны Николаевский Понедельский и Спасский Сяберский монастыри. Инициатором радикальной перестройки монастыря в конце XVII века был Боголеп Саблин (с 1683 по 1697 год — настоятель Николо-Вяжищский монастыря), которого современники характеризуют как человека честолюбивого, хорошо известного в Москве и имеющего тесные связи в среде высшего духовенства. До наших дней постройки конца XVII века сохранились: Никольский собор (во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских) (1681–1683 годы, освящен в 1685 году митрополитом Новгородским Корнилием), трапезная с церквами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Вознесения Господня (1694–1698 годы), галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца.

В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный корпус. Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная. Особенностью построек конца XVII века является использование цветных изразцов — ленточными фризами они опоясывают здание монастыря, украшают наличники окон. На небольших изразцах изображались цветочные букеты в вазе или геометрические фигуры. Более крупные изразцы разнообразны по рисунку. На них изображены единорог, лев, конь, двуглавый орел, крест… Изразцы, изображающие животных одинаковы по окраске: фон бирюзовый, тело желтое, грива, хвост, копыта окрашены в белый, синий или коричневый цвета. Наиболее красочно изразцовое убранство трапезной, а особенно — церкви Иоанна Богослова. Нижний ярус трапезной, где размещались служебные и хозяйственные помещения, лишен изразцов, все они украшают верхние пространства здания. Вопрос происхождения изразцов не решен. Они могли изготавливаться в мастерской при Валдайском монастыре. Могли быть привезены из Москвы или Ярославля, возможно, были местного новгородского производства. 

В 1920 году монастырь был закрыт и отошёл к местному колхозу. На втором этаже трапезной палаты располагалась школа. В Никольском соборе богослужения продолжались еще около 15 лет. Настоятель монастыря архимандрит Серафим (Велицкий) в 1920 году был рукоположен в епископа Крестецкого, викария Новгородской епархии. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. В 1988 году Николо-Вяжищский монастырь был возвращен Церкви. С 1995 года  монастырь является ставропигиальным.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна