Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Обряд проводов русалки в брянском Подесенье

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
В селах брянского Подесенья бытует обряд проводов русалки, начинающийся на Троицу, а завершающийся на Семик (четверг на троицкой неделе) или на Петровские заговины. В местной традиции существует широкий круг мифологических представлений, связанных с русалками.

Считается, что на Троицу они появляются на земле, среди живых. В обряде русалка представляет собой антропоморфное чучело, сделанное из соломы или тряпок и наряженное в традиционный женский костюм. Ее с пением песен носят по селу, идут с ней в лог, где завивают венки на березах, загадывая о судьбе своих близких. Русалку оставляют под березами, а на следующий день забирают, возвращаются с ней в деревню, где женщины кумятся в одном из домов, устраивая общинную трапезу. После этого с русалки снимают костюм, а чучело разрывают на части и сжигают.

Ритуал сопровождался звучанием специальных обрядовых (русальных, русалка) песен. Во время шествия по деревне с русалкой и гаданий на венках звучали хороводные и приуроченные лирические песни.


В селах брянского Подесенья бытует обряд проводов русалки, начинающийся на Троицу, а завершающийсяна Семик (четверг на троицкой неделе) или на Петровские заговины. Считается, что на Троицу  русалки появляются на земле, в мире живых, но никакими обрядовыми действиями этот день не отмечен. Однако о том, что русальная неделя началась, свидетельствует музыкальный код ритуала, подкрепленный поэтическими текстами песен. На Троицу уже прямо сперва начинають петь эту русалочку:


Русалочки троецкие, троецкие, нямецкие.

А мы их встречаем, хорошо угощаем.

И поют всю русальную неделю» (д. Красная Слобода Суземского района).


В брянском Подесенье существуют мифологические представления, связанные с русалками. Местные жители считают, что русалками становятся люди, утонувшие в реке или похороненные без соблюдения христианского обычая: «Ну, говорять, что, мол, которые тонуть. Купаются да и тонуть, а потом на этыи дни они вроде выходють» (д. Красная Слобода Суземского района); «Ну, кажуть, что это люди мёртвыя. Видно, тады тыи заклятия не делали. Без попа ховали» (д. Новая Погощь Суземского района).


Русалку представляют в виде женщины в белом с распущенными волосами: «Ну, всё больше в белом. Волосы будуть распущенные. Эти, которые тонуть, их всё больше за волосы таскають. Ну, вот у них все волосья и растрепятся»  (д. Красная Слобода Суземского района).


На троецкой или русальной (русаличьей) неделе, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с «того» света на землю: «Русалка, каже, у середу будеть вылазить, у четверьг будеть рубахи мыть. У пятницу будеть катать (т.е. выглаживать рубаху рубелем), а у субботу уже наряжаться» (д. Смелиж Суземского района). Приходя на землю, русалки устанавливают контакт с людьми, давая им знать о своем появлении: «Ну, вот хозяйка доить корову, а она будеть сидеть на тыну: «Подкоровница, подкоровница, дай молочка!» – это русалки. И рубах просили. Давали им и рубахи, кидали женщины, она и заберёть» (с. Вздружное Навлинского района). Часто на вопрос о времени появления русалок на земле отвечают: «Когда рожь колосится».


Русальная неделя характеризуется особыми погодными условиями: «В это время бывает холодно, сквозняки» (д. Барышье Брянского района), что говорит о появлении покойников на земле. Об этом же говорится и в песне, которую называют русалка:


Сидела русалка на берёзе,

Делала-рядила себе холодок.

Как мой холодок холодёшенек,

Холодей водицы в крынице,

Холодей дождику сильного,

Холодей ветрику буйного.


Кроме того на русальной неделе существовали запреты на выполнение определенных работ. Особенно это касалось беременных женщин, а также хозяев, у которых тельная корова: «На русальной неделе женщины не работають, а празднують. Не мыють, не шиють, чтоб у скотине калекой не рождалися. Сердитая русальная неделя!» (д. Дольск Трубчевского района).


В Духовскую субботу было принято приносить в дом май – ветки деревьев, чаще березы, липы, орешника, клена – и вторкивать их в окна, двери, ставить на дворе. Целую неделю – троецкую, или русальную – этот май находился в хате, а затем его сжигали в печи, относили в лес или кидали в погреб от мышей. В ряде случаев май и русалка отождествлялись: «Раньше становили коло двора, сéкли, например, дерева и становили кругом. И утыкали усюды, усюды. А потом этот май, как проходить русалка, так садятся, ветья кладуть один на одно и вязуть – русалку провожають. Вязуть по сялу, садятся на это вéтье. Эты вязуть, эты сидять, пéють. Ну, всё ветья пособирають, за деревню вывезуть – русалку провожають. И пели русальные песни. Пройдеть две недели, больше эти песни всё – не пéють» (д. Арельск Трубчевского района).


Май обладал положительными свойствами и использовался как лечебное средство: «Если вот рука заболит, листьем намыли и всё, прошло» (д. Княжичи Жирятинского района). Считалось, что на русальной неделе русалки появляются в деревне и колышутся на ветках зелени, называемых маем: «Клёну принясуть, по окнам стремляють, берез приносять, становять. Русалки будуть, каже, колыхаться» (д. Смелиж Суземского района).


По представлениям местных жителей, после русальной недели наступает лето, с чем связана смена хозяйственных работ. К этому времени обязательно надо было завершить ткацкие работы, в противном случае на кроснах будут качаться русалки: «Кто ня вытке кросны и остаются у лета, они на Троицу приходять и садятся на етыи кросны и колышутся. О, говорять, надо доткать, а то русалки будут колыхаться» (д. Красная Слобода Суземского района).


На петровские заговины или на Семик совершался обряд проводов русалки.


В обряде русалка представлена антропоморфным чучелом, сделанным из соломы или тряпок и наряженным в традиционный женский костюм (Видео 01). Русалку, как правило, делают примерно в человеческий рост: «Не сено, а соломка прямая. Связали вот такой во кулёчик и перевязали голову, как куклу» (д. Любожичи Трубчевского района). На куклу надевали платье, на голову повязывали платок, потом насаживали ее на палку: «Мордочку делали, глазки рисовали, как у человека. Платьица всё и хвартучик надели, ну, и носили да пели» (д. Любожичи Трубчевского района).


Иногда в пару русалке делали Русалима: «Русалке тада вянок надевают, а Русалим в штанах будя, рубаха белая, шляпа будя» (д. Смелиж Суземского района).


Женщины с русалкой под пение специальных песен шли через все село в лог – водили русалку: «А сейчас Русалку поведóм. А тады уже после этой русалки – давайтя вянки завивать!» (д. Смелиж Суземского района). В логу куклу втыкали в землю и оставляли до следующего дня. Сами же начинали завивать венки – завязывать узлом ветки на березе по числу членов семьи: «Вот мы вянки тамака вот так пообкрутили. А её воткнули в землю, закопали. А назавтра уже отрывали» (д. Любожичи Трубчевского района). На закрученных на березе венках гадали (Видео 02). Через несколько дней приходили смотреть: если венок засох – к смерти, а если остался зеленым – к жизни. Девушки могли гадать и на венках, сплетенных из цветов. С ними шли к реке, бросали их в воду и по тому, как поплывет венок, определяли дальнейшую судьбу: если венок, брошенный девушкой, закружится на месте, то сидеть ей в девках, если же поплывет по течению – к замужеству. 


На другой день, откопав русалку, все участницы возвращались с нею в деревню, где в одном из домов накрывали общий стол и кумились: «Кумились: во свои снáшивали яйцы, хлеба, картошку толкли. В одном дворе сделають и вот тебе – кумются» (д. Любожичи Трубчевского района). Обряд кумления как один из способов породнения заключался в совместной трапезе замужних женщин. После обеда с Русалки и Русалима снимали одежду, а сами чучела разрывали на части и сжигали во дворе.


Музыкальное сопровождение обряда включает собственно обрядовые песни, которые здесь называют русальными или просто русалка. Они исполняются в свойственной календарно-обрядовым песням манере: зычным напряженным голосом. Их напевы разворачиваются в достаточно узком диапазоне и воплощаются в гетерофонной фактуре. Во время шествия с русалкой по деревне и завивания венков на березе обычно звучат хороводные песни. Нередко их напевы имеют двухчастную структуру и состоят из медленного запева и быстрого хорового подхвата (Видео 02). При гадании на венках из цветов, которые пускали по реке, а также во время кумления – совместной трапезы – пели приуроченные лирические песни, содержание поэтических текстов которых подходило к ситуации. В отличие от календарно-обрядовых эти песни распеваются в многоголосной фактуре с сольным квинтовым подголоском. Их также поют громко, в расчете на открытое пространство. 

ВИДЕО

Фото

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Познакомиться с коллекцией музея можно во время виртуальной экскурсии.

Подробнее

Посетители смогут «услышать» повседневную жизнь императорской резиденции.

Подробнее

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Посетители увидят более 200 произведений.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть