Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Новгородская традиция игры на русских крыловидных гуслях

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Подлинную народную традицию исполнительства на русских крыловидных гуслях удалось открыть во время экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории под научным руководством А. М. Мехнецова в северо-восточных районах Новгородской области, где она активно бытовала на протяжении XX века. Крыловидные гусли – струнный щипковый с 6–7 (реже – 8–11) струнами, настроенными по диатоническому звукоряду. Особая ценность новгородских наигрышей заключается в том, что они открывают для нас мир русской музыкальной культуры. В репертуаре выделяется один тип наигрыша, основанный на чередовании двух основных созвучий. Две жанровые разновидности наигрышей различаются по темпу исполнения: быстрая игра – «под пляску», медленная – «под песни» (сопровождение частушек). Об исторической глубине новгородской гусельной традиции свидетельствуют инструменты, найденные в ходе археологических экспедиций на новгородских землях.


Традиция исполнительства на русских крыловидных гуслях была зафиксирована на территории северо-восточных районов Новгородской области (Пестовский, Хвойнинский, Мошенской, Любытинский, Боровичский районы) в аудио- и видеозаписях игры на гуслях и воспоминаний жителей деревень о бытовании инструмента в прошлом (начало ХХ века).


Инструмент с названием «гусли» бытовал повсеместно на указанной территории. По своим характеристикам он определяется как струнный щипковый, разновидность: крыловидные гусли. Конструктивные особенности основной, наиболее распространенной модели: плоский продолговатый долбленый корпус-резонатор, форма которого повторяет расположение струн «веером»: под правой рукой играющего – узкая часть корпуса, под левой – широкая. Струны натянуты сверху вдоль корпуса с помощью колков, как правило, деревянных, в форме лопатки и струнодержателя в виде металлической скобы. Большинство новгородских инструментов имеет 6–7 металлических струн. Но были зафиксированы упоминания и о жильных струнах. Струны намотаны на колок сверху (относительно оси колка при игровой постановке). Отверстия для колков просверлены насквозь в специально предусмотренном в конструкции корпуса выступе. Корпус (резонаторное «корытце») может быть долбленым с лицевой или тыльной стороны. Дека крепится по периметру деревянными или железными гвоздями, иногда приклеивается. На лицевой стороне резонаторного «корытца», как правило, имеется голосовое отверстие (3-5 см в диаметре). Во всех инструментах (за редким исключением) с лицевой стороны дека выступает за пределы резонаторного «корытца», образуя «открылок». Для изготовления корпуса гуслей в Новгородской области используется преимущественно ольха. Для накладной деки почти повсеместно употребляется ель. Встречаются инструменты упрощенной конструкции: не долбленые, а сборные из составных частей (деки накладываются на раму). На таких инструментах – от 8 до 11 струн.


Инструмент настраивается по диатоническому звукоряду, самая длинная (нижняя) струна издает самый низкий звук. Приведем варианты настройки шести-семиструнного инструмента (высота звучания условная; звук верхней седьмой струны показан в скобках):


c1 – d1 – e1 – f1 – g1 – a1 – (b1)

g – c1 – d1 – e1 – f1 – g1 – (a1)

b – c1 – d1 – e1 – f1 – g1 – (a1)


При игре инструмент ставится вертикально на колени исполнителя, с небольшим наклоном верхней части в сторону играющего. Исполнитель извлекает звук, проводя по струнам пальцем (пальцами) правой руки (приём бряцания).  Пальцы левой руки расположены между смежными парами струн в широкой части «веера» и при движении кисти руки вверх или вниз приглушают часть струн так, что образуются стройные созвучия, в основном – трезвучия терцовой структуры (c1 – e1 – g1, d1 – f1 – a1).


Новгородские наигрыши представляют собой архаический пласт русского музыкального фольклора. В репертуаре выделяется один основной тип наигрыша, основанный на попеременном звучании двух основных созвучий. Существуют две основные жанровые разновидности наигрышей, различающиеся по темпу исполнения. Быстрая версия связана с сопровождением традиционной женской или мужской пляски (в народной терминологии – «игра под пляску»). Медленная версия исполнялась в качестве сопровождения припевок (частушек), традиционно звучавших во время праздничных шествий по деревне или на гуляньях, проходивших в доме (в народной терминологии – «игра под песни»). Также зафиксирована разновидность наигрыша, который исполнитель играет «для себя», в уединении (наигрыш-раздумье, или «гусли-мысли»), в очень медленном темпе.


Несмотря на простоту инструмента, наигрыша и приёмов игры, звучание гуслей в руках талантливых исполнителей отличается разнообразием благодаря ритмическому, акцентному, темповому варьированию наигрыша и приёмов игры (глиссандо, снятие левой руки, чередование направления удара правой рукой и т. д.). У каждого из гусляров есть свой узнаваемый индивидуальный стиль игры, излюбленные исполнительские приёмы.


Исполнителями на гуслях могли быть и мужчины, и женщины. Народные музыканты вспоминают о том, что «перенимали» игру от других деревенских гусляров, которых им довелось видеть, ориентируясь на собственные визуальные и слуховые ощущения. Зафиксирован факт специального изготовления детского инструмента (с четырьмя струнами) для того, чтобы ребёнок учился играть на гуслях.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Наигрыш на гуслях «под песни» в исполнении П. И. Дмитриевой из д. Новочистка Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

02 Наигрыш на гуслях «под песни» в исполнении Я. И. Иванова из д. Осташёво Мошенского р-на Новгородской области Правовая информация

03 Наигрыш «под пляску» в исполнении Н. Е. Воробьева из д. Дерягино Мошенского р-на Новгородской области Правовая информация

04 Наигрыш на гуслях «под песни» в исполнении С. Г. Смирнова из д. Дуброво Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

05 Наигрыш «под пляску» в исполнении А. Ф. Смородина из д. Городок Мошенского р-на Новгородской области Правовая информация

06 Наигрыш на гуслях «под песни» в исполнении Л. А. Платовой из с. Починная Сопка Боровичского р-на Новгородской области Правовая информация

07 Наигрыш на гуслях «под пляску» в исполнении Е. Е. Громова из д. Иваньково Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

08 Наигрыш на гуслях «под песни» с пением в исполнении Е. Е. Громова из д. Иваньково Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

09 Наигрыш «под песни» с пением в исполнении В.А. Новичевой из д. Жарки Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

10 Наигрыш на гуслях «под пляску» с пением в исполнении В. А. Новичевой из д. Жарки Пестовского р-на Новгородской области Правовая информация

11 Наигрыш «под песни» с пением в исполнении Т. П. Ивановой из д. Удино Боровичского р-на Новгородской области Правовая информация

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — Марина Цветаева и Борис Пастернак: диалог в стихах и письмах

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Все самые интересные события Петербурга — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Главные выставки, посвященные переломному этапу.

Подробнее

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть