Показать
Брянская область, Красногорский район, д...
Неканонические богослужебные обряды и практики

Празднование Свечи в деревне Морозовка Красногорского района Брянской области

Этнос:
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский, наречие – южнорусское
Показать

В деревне Морозовка Красногорского района Брянской области праздник, именуемый местными жителями Свеча, приходится на 13 января и связан с переносом из дома в дом иконы Святителя Василия Великого. Его участники — преимущественно верующие люди и местные святые (монашки, певчие, которые ходят в церковь и знают церковные службы). Икону переносили ежегодно в дома, хозяева которых просили об этом, могли сохранить ее в целости и сохранности и обеспечить соблюдение сценария праздника. Праздник состоял из нескольких этапов: 1) сбор в доме, где в течение прошедшего года хранилась икона, чтение акафиста и проведение вечерней службы, вечерняя трапеза; 2) проведение утренней службы, обеденная трапеза; 3) перенос иконы в другой дом; 4) внесение в дом, зажигание свечей, чтение молитв, тушение Свечи.

Эта самописная икона и называлась Свечой. По свидетельствам жителей Морозовки и соседнего с ней Ларневска, она появилась здесь в довоенное время. Принесла ее местная монашка Ульяна, которая, будучи маленькой девочкой, ушла в монастырь, а позднее вернулась в родные места. Для иконы был сделан киот — деревянный остекленный ящик, украшенный резьбой (его высота составляет около полутора метров). С тех пор ежегодно и стали проводить праздник, совершая службу Василия Великого и перенося икону: «Поскольку церковь далеко, каждый год до недавнего времени 13 января в 6 часов вечера собирались в каком-то доме, где находилась икона, и служили».

Икона переходила из дома в дом к тому, кто хотел ее взять, и оставалась в этом доме в течение года: «Она переходила, эта икона, из года в год в каждый дом. Кто хотел, ее брал. Приходили и с одного края, и из другого, и через несколько домов». Если в доме не было достатка, икону не просили, поскольку проведение праздника требовало особых затрат: «Не все брали. Раньше бедненько жили, а надо было после этого служения стол накрыть»; «Её переносили, кто другой хозяин бере. Не все брали свечу: кто от жадности, у кого хаты слабые. Хозяин же вечерю делае».  

На Свечу ходили преимущественно верующие люди из самой Морозовки и соседних деревень, а также местные святые — «бабки старые, женщины, которые знали церковные молитвы и стихи, монашки — они веровали в Бога, ходили в церковь, знали много церковных песен»; «присутствовали певчие, кто веровал в Бога». Могли приходить посмотреть на службу местные жители — женщины, мужчины, дети.

Собирались вечером под старый Новый год в том доме, где стояла икона. Все участники праздника приносили с собой полотенца, деньги или какие-то иные дары для церкви. Перед иконой зажигали Свечу — одну большую, которая помещалась в деревянной подставке, обвязанной красной лентой, и вокруг нее 5–6 церковных свечек поменьше. Большую свечу делали сами местные жители из воска, она хранилась в течение многих лет и переносилась вместе с иконой. Все присутствующие также держали в руках зажженные свечи.

После этого начиналась служба Святителю Василию Великому. Ее текст в народной версии зафиксирован в рукописной тетрадке, которая находится в ящичке киота и бережно хранится. В ней представлены акафист, вечерняя и утренняя службы. По впечатлениям присутствовавших зрителей, служба была очень красивой и походила на церковную: «Молились Богу, слушали их пение, читали стихотворения. Красиво было, как в церкви! Такой был красивый вечер! Как служба была!»

Служение заканчивалось в 12 часов ночи, после чего хозяин дома накрывал стол и устраивал трапезу. Во время этой трапезы происходил обряд, который с большой долей условности можно назвать причастием (так считают местные жители): «Хлеб крошили в вино и каждый это блюдо кушал. Как будто причащали». После ужина (вечери) ложились отдыхать.

Утром служба продолжалась и длилась до 12–13 часов: «В 6 утра опять зажигали эти свечи, и опять молились, и читали, и пели всякие красивые песни церковные. Это все было до обеда, до часу дня. Потом эту икону забирал другой дом». Перед выносом иконы хозяин устраивал обеденную трапезу. 

Как рассказывают, икону чаще всего переносили 4 девушки, сменяя друг друга: «Эту икону переносили на перемену, менялись, с одной и другой стороны». Но могли нести и женщины, и мужчины: «Ее несли на полотенцах женщины, иногда мужчины». Вместе с иконой переносили и свечу, а само действо так и называлось — перенос свечи. Далее в процессии шли монашки с чтением молитв и все остальные участники праздника: «Все шли за ними. И все эти монашки дорогою опять читали. И мужчины, и женщины, и дети шли по улице».

В доме нового хозяина икону ставили в красный угол и зажигали вокруг свечи. Продолжали петь церковные песнопения и читать молитвы. Здесь уже столы не накрывали: «Свечу переносят, там уже не обедают». В 3 часа дня тушили свечу, и икона на целый год оставалась в этом доме. При этом ее не держали в самом доме, а уносили в какое-либо хозяйственное чистое и сухое помещение, объясняя это тем, что в доме было мало места, да и скот в холодное время приходилось держать в избе (держать в одном помещении скот и икону не полагалось): «На год все убиралось. Она не в доме стоит, а выносили в клеть или каморку. Семьи были большие, и скот зимой вводили в дом».

Икона Василия Великого — Свеча — чрезвычайно почитаема в Морозовке и ее окрестностях. Считается, что она спасает местных жителей от бед и напастей: «Даже в войну свеча была, и ни одна хата не сгорела, и немцы никого не трогали!» В настоящее время ее перестали носить из дома в дом, и она все время находится в одной избе. Однако службы Святителю Василию перед иконой продолжают совершать ежегодно.