Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Трехгранно-выемчатая (клинообразная, клиновидная) резьба по дереву

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Трехгранно-выемчатая резьба – самый древний вид геометрической резьбы, использовавшийся в русском народном творчестве для украшения домашней утвари. Ее технология довольно проста, не требует разнообразных инструментов и выполняется ножом. На доску наносится рисунок, состоящий из простых геометрических элементов – треугольников, прямоугольников, трапеций, квадратов и ромбов, составленных в декоративные композиции. В работе чередуются два основных этапа – накалывание и подрезка. На этапе накалывания нож на 2-3 мм вводится в середину фигуры, но лишь слегка касается ее вершин. Далее в результате подрезки острием ножа, расположенным под углом 45–30° к поверхности доски, выбирается дерево из середины треугольника, образуя вдавленную выемку-пирамидку.


Старые, наиболее опытные  мастера обычно выполняли резьбу без эскиза, импровизируя узор, менее подготовленные предварительно наносили на доску рисунок, состоявший из простых геометрических элементов – треугольников, прямоугольников, трапеций, квадратов и ромбов, составленных в декоративные композиции.


Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы достаточно проста. В работе чередуются два основных этапа – накалывание и подрезка. Например, для вырезания треугольника на середину его изображения наносится точка, в которую ставится нож под небольшим наклоном, чтобы его носик на 2–3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. Затем от средней точки делается накалывание и к двум остальным вершинам.


После накалывания мастер приступает к подрезке, в результате которой острием ножа, расположенным под углом 45—30° к поверхности доски, выбирается дерево из середины треугольника, образуя вдавленную выемку-пирамидку.


Как правило, трехгранно-выемчатая резьба оставалась неокрашенной, но иногда тонировалась с помощью протравы, приготовленной из уксуса, в котором выдерживались металлические предметы (куски проволоки или гвозди). Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка отшлифовали, при этом выступающие элементы делались более светлыми, а резьба выглядела более контрастной и рельефной.

Фото

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова - Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

«Искусство - это прежде всего состояние души»

Вспоминаем полотна известного авангардиста Марка Шагала

Любимый живописец Александра II

Вспоминаем полотна Константина Маковского

Всего за 30 дней было дано 40 спектаклей и концертов, которые посетили около 50 тысяч зрителей.

Подробнее

В Доме Российского исторического общества открылась экспозиция «Горизонты археологии: от Балтики до Причерноморья».

Подробнее

26 и 27 августа к всероссийской акции присоединятся культурные учреждения столицы.

Подробнее

В Выборге завершился XXV фестиваль российского кино, на котором показали более 130 фильмов.

Подробнее

В рамках Года литературы в России проходит конкурс для знатоков литературных достопримечательностей.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть