Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Весенние карагоды в селе Павличи Клинцовского района Брянской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
Хороводная традиция села Павличи − один из наиболее сохранных компонентов местной народной культуры. Еще 20 лет назад она существовала в живом бытовании, а потому памятна даже молодым жителям села. Карагоды в Павличах включаются в цикл календарных обрядов, поскольку имеют четкую сезонную приуроченность: их водят только весной. Кроме того, они отмечают определенный ритуально значимый период, ограниченный переходящими церковными праздниками − Пасхой и Вознесением (на местном диалекте − Ўшестя). Хореография карагодов очень проста: их водят по кругу (крýгом), взявшись за руки, в сопровождении специальных карагодных песен. Выделяются особые карагоды – со Старцем, – которые водят лишь в первые два дня празднования Пасхи (воскресенье и понедельник) и на Радуницу.


Пасха в селе − долгожданный и очень радостный праздник. С окончанием Великого поста снимается традиционный запрет на пение и танцы. И уже в первый день празднования Пасхи на улице начинают собираться девушки и молодые женщины (в последние десятилетия в карагодах могли участвовать все желающие без ограничений по полу и возрасту). Кто-то из них предлагает: «Давайте играть в карагоды!»


Павличи − большое село, а потому на каждой улице собирается свой карагод. Хореография карагода очень проста. Его водят по кругу (крýгом), взявшись за руки, сначала участницы движутся в одну сторону, потом в другую. Карагоды сопровождаются пением специальных карагодных песен.


В местной традиции выделяются особые карагоды – со Старцем. Их вождение – любимое и ожидаемое в Павличах событие. Пожилые исполнительницы утверждают, что «без Старца − неинтересно». Однако такие карагоды водят лишь в первые два дня празднования Пасхи (воскресенье и понедельник) и на Радуницу. При этом гуляния с карагодами начинаются не с самого утра. В день Пасхи им предшествует праздничное застолье, на Радуницу − посещение кладбища.


Названием «Старец» объединены два парных персонажа − Старец и Старчиха (Старица).Интересно, что обоих представляют мужчины. Для перевоплощения в Старцев они надевают ветхую и грязную одежду, разлохмачивают волосы, мажут грязью лицо. В руки Старец может взять цепóк для обмолачивания зерна. Можно предположить, что маргинальные Старцы в местной традиции являют образы предков, которые в ритуально значимые календарные периоды особенно актуальны.


Старцы становятся внутрь карагода и танцуют, тогда как девушки и женщины движутся по кругу своим чередом. Старцы не толькоучаствуют в общих карагодах, но и являются главными действующими лицами отдельной игры, которая называется «Водить Старца». Она озвучивается специальной песней, адресованной, по утверждению исполнительниц, Старцу:


Ой, Старяц мой,

Багамоляц мой,

Ти ты ў келье сядишь,

Богу молисся?

А мне маладой

Гулять хочется,

Папить-пагулять,

Папразднувати.

А тяперь я без Старца

Наскачусь-напляшусь,

Наиграюся, нагуляюся.


Исполнение песни сопровождается движением участниц карагода по кругу в одну сторону и пляской Старцев. По ее окончании карагод останавливается, одна из участниц спрашивает: «Кума, кума, а где Старец?», на что другая отвечает: «Пошёл в баню яйца парить!» После этого песня возобновляется, а карагод движется в другую сторону, Старцы снова пляшут. Чередование пения с движением и диалога может продолжаться сколь угодно долго.


Карагодная традиция села Павличи включает большое число карагодных песен. Исполнительницы отмечают, что их можно было петь «бесконечно». К сожалению, в настоящее время многие песни забыты. В ходе полевого исследования зафиксированы следующие образцы: «А што у барина», «Ой, што па лýгу, па лугý», «Ой, Старяц мой», «Хажу я гуляю и ўдоль карагода», «Што й с-пад лесаньку, лесу тёмнага», «Што й с-пад свет-зари занималася». Карагодные песни поются в достаточно медленном темпе и имеют объемные поэтические тексты (почти все − с припевами), а потому отличаются протяженностью.


Фактура карагодных песен представляет собой узкообъемное многоголосие с терцовым соотношением голосовых партий. Бóльшая часть певиц исполняет нижний голос, а верхний − одна или две женщины с «высокими» зычными голосами, за счет чего в песнях создается тембральный контраст. Подобная исполнительская манера характерна для всего архаичного песенного пласта села Павличи. Однако при исполнении карагодных в отличие от песен других жанров не используется особый прием – гýкания, – представляющий собой возглас на широкий интервал в конце строфы.   


На сегодняшний день местная карагодная традиция находится в состоянии угасания, поскольку ее носители − люди весьма преклонного возраста. Однако с помощью работников образования они передают ее представителям молодого поколения. Некоторые карагоды воспроизводятся на современных сельских и школьных праздниках. 

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Хороводная песня «Хажу я гуляю и удоль карагода» в исполнении фольклорного ансамбля села Павличи Клинцовского района Брянской области Правовая информация

02 Хороводная песня «А што у барина» в исполнении фольклорного ансамбля села Павличи Клинцовского района Брянской области Правовая информация

03 Хороводная песня «Што й с-пад свет-зари занималася» в исполнении фольклорного ансамбля села Павличи Клинцовского района Брянской области Правовая информация

04 Хороводная песня «Што й с-пад лесаньку, лесу тёмнага» в исполнении фольклорного ансамбля села Павличи Клинцовского района Брянской области Правовая информация

05 Хороводная песня «Ой, што па лугу, па лугу» в исполнении фольклорного ансамбля села Павличи Клинцовского района Брянской области Правовая информация

06 Рассказ о вождении старца в селе Павличи Клинцовского района Брянской области Правовая информация

07 Рассказ о вождении старца с песней «Ой, старец мой» в селе Павличи Клинцовского района Брянской области Правовая информация

08 Хороводная песня «Ой, старяц мой, багамоляц мой» в исполнении фольклорного ансамбля села Павличи Клинцовского района Брянской области Правовая информация

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Курс стартует 24 ноября и продлится до марта.

Подробнее

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

В нем примут участие 88 конкурсантов из 21 российского города.

Подробнее

В Лондоне, Эдинбурге и других городах покажут новинки российского кинематографа.

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть