Показать
Воронежская область, Репьевский район, село...
Хоровод

Вождение «кривых танков» в селе Бутырки Репьевского района Воронежской области

Этнос:
русские
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский, восточная (рязанская) группа южного наречия
Показать

Село Бутырки Репьевского района было основано в 1681 году служилыми людьми из города-крепости Ольшанска, поставленного на оборонительной линии — Белгородской черте. Музыкально-фольклорная традиция села входит в региональный этнокультурный массив воронежско-белгородского пограничья.

Вождение орнаментальных (фигурных) хороводов на Троицу характерно в целом для всего южнорусского региона. Однако вождение кривых танков фиксируется достаточно редко на юге России, хотя и не является уникальным для русской традиции. На момент экспедиционного открытия (1991) вождение танков в селе Бутырки уже не существовало в активной форме, а о кривых танках старожилы и знатоки народных традиций даже вспоминали с трудом.  Позже информация о вождении тáнков была подтверждена экспедициями Воронежской государственной академии искусств в 1994, 1995, 1997 годах. Информация о вождении танков (в том числе и «кривых») на Троицу было также зафиксирована и в других селах Репьевского района (Новосолдатка, Россошь, хутор Родники, Красная поляна), в Острогожском районе (Березово, Шубное, Русская Тростянка, Солдатское, Терновое) Воронежской области, а также в селах Красненского района (Горки, Богословка, Сетище, Польниково, Новоуколово, Ураково, Хмелевое, Расховец, Березки) Белгородской области, но самих танков уже увидеть и зафиксировать в живом бытовании не удалось.  

Троицкие танки водили все три дня (воскресенье, понедельник и вторник), обязательно в старинной праздничной одежде. В селе Бутырки хорошо сохранился традиционный женский костюм: белая рубаха с прямыми поликами (плечевыми вставками) и с вышивкой геометрическими орнаментами черными нитями, завеска (передник) — белый с черной вышивкой, полосатая юбка (самотканная) из плотной шерстяной домотканины, головной убор — сорока (с налобной частью в форме копытца), нагрудное украшение — грибатка. Со второй половины ХХ века в моду вошли рубахи и завески из покупного атласа. В первый день Троицы (воскресенье) надевали рубаху и завеску — белые, второй день (понедельник) — красные, третий (вторник) — любые.

Тáнками в Бутырках называли обрядовое хождение под специальные таночные песни по улицам села.

Слово тáнки  в Бутырках и прилегающих селах произносится необычно: в отличие от других регионов ударение ставится на первом слоге, в единственном числе употребляется  народное выражение водить тáнку (в отличие от более распространенной и привычной формы «водить танóк»). Кривым танком называли орнаментальный хоровод-шествие.

В вождении тáнков участвовали только женщины и девушки.  На каждой улице собиралась своя группа местных жительниц. Они шли, взявшись под руки, шеренгой, стремясь перекрыть всю улицу, к центру села, где было большое пространство для всеобщего народного гуляния. При этом участницы шествия исполняли таночные песни, например, «По улице, по новой». Собравшись со всех улиц в центре села, водили общие круговые хороводы (например, «У бору смородина»), плясали под песни, под гармонь или балалайку, исполняли частушки, песни.

Центральный эпизод троицкого гуляния — вождение так называемого «кривого танка» под песню «Лень ты моя, лень».  По хореографическим признакам он относится к орнаментальным хороводам.  В центр условного круга сажали трех девочек, каждую из них ведущая обводила цепью взявшихся за руки девушек и женщин, причем водила таким образом, чтобы в результате сомкнулись начало и конец цепи [фото 02]. «Кривым» танок называли за то, что он получался в виде подковы, а не круга.  

О символике «кривого танка» местные жители уже не могли сказать ничего определенного, но она, по-видимому, связана с земледелием: можно предположить, что девочки в кругу символизируют посаженные и уже проросшие растения, а хоровод вокруг них означает уход, полив, цикличность времени.

В селе Бутырки, как и во многих других селах воронежско-белгородского пограничья, песни, приуроченные к народному празднованию Троицы, называются весновыми, поскольку могут исполняться в течение длительного периода от Красной горки до Троицы.  Эти песни имеют две исполнительские формы, обозначаемые соответственно двумя терминами: таночные песни и карагодные песни. В карагодных песнях исполнители показывают свое индивидуальное мастерство в быстрой пляске. Типичные признаки карагодных песен: 1) непрерывная моторика на протяжении всей песни; 2) появление сольного запева только в начале песни и отсутствие его во всех последующих строфах; 3) наличие алилёшных рефренов (в некоторых песнях в качестве рефрена выступает повтор предыдущего стиха); 4) отсутствие яркого мелодического рельефа, а в ладовой форме — хорошо слышное чередование двух терцовых звуковых комплексов в секундовом соотношении. Все эти признаки есть, например, в таких карагодных песнях из села Бутырки Репьевского района, как «В нас по улице удоль» , «В нас по улице по широкой», «У бору смородина».  Поскольку эти карагодные песни исполнялись во время празднования Троицы, чередуясь с таночными, то все они могли получить и общее название — таночные

Собственно таночные песни в бутырской традиции — это медленные хороводные песни, звучащие во время шествия по улицам села или во время вождения медленных орнаментальных хороводов. Типичные признаки таночных песен: 1) медленный темп, отсутствие непрерывной моторики в ритме песни; 2) сольный запев в каждой строфе; 3) долгие заключительные звуки песенных строф; 4) нередко — начальные возгласы- рефрены; 5) выразительный рельеф мелодической линии.

Таночные песни в отличие от карагодных имели более высокий статус в местной песенной традиции, поскольку воспринимались как обрядовые, создавая специфический ритуальный хронотоп. 

Именно в тексте таночной песни «Лень», под которую водили кривой танок, выявляется древняя дохристианская сущность обряда.  Каждая строфа текста открывается возгласом-рефреном «Лень, ты моя лень». На вопрос собирателя «Лень — это от слова «лениться?» исполнители отвечают: «Нет, конечно». Но что именно означает возглас, затрудняются ответить. Кроме того, при исполнении постоянно слышится не только «Лень», но и «Лель», «Лели». Возможно, рефрен — это рудимент обращения к какому-то языческому божеству, покровительствующему растительности и молодости. Из смыслонесущих строк складывается текст, в котором прославляются молодые девушки, работающие на поле и созревшие для вступления в брак, что типично для русских троицких песен. 

Поскольку традиция вождения танков была связана с земледельческим календарем, она сохранялась до 30-х годов ХХ века. Затем в связи с нарушением традиционного уклада крестьянской общины (появлением колхозов и продвижением новой советской идеологии в жизни крестьян и их праздничную культуру) традиция была утрачена, сохраняясь лишь в коллективной памяти о прошлом, в песнях. 

Главными источниками сведений о «кривых танках» и песнях в экспедициях 1991 и 1997 года были замечательный знаток старины и песенница Прасковья Егоровна Измайлова, 1910 года рождения, и ее дочь Татьяна Семеновна Измайлова, тоже песенница и руководитель существовавшего до 1998 года сельского фольклорного коллектива. С их слов была составлена схема вождения «кривого» танка.

Аудио

01 «Лень, ты моя лень» — хороводная («таночная») песня в исполнении народных певиц из с. Бутырки Репьёвского р-на Воронежской обл.
02 «По улице да по новой» — хороводная («таночная») песня в исполнении народных певиц из с. Бутырки Репьёвского р-на Воронежской обл.
03 «У бору смородина» — хороводная («таночная под прямой танок», «весновая») песня в исполнении народных певиц из с. Бутырки Репьевского района Воронежской обл.
04 «В нас по горам, горам» — хороводная («таночная под прямой танок») песня в исполнении народных певиц из с. Бутырки Репьевского р-на Воронежской обл.
05 «Во лугу, лугу зеленом» — хороводная («карагодная») песня в исполнении народных певиц из с. Бутырки Репьевского р-на Воронежской обл.
06 «Ох, ты, Доня-раздуняша» — хороводная («карагодная») песня в исполнении народных певиц из с. Бутырки Репьевского р-на Воронежской обл.