Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Вокальные сигналы в локальных традициях Беломорского и Сегежского районов Республики Карелия

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Фольклорные традиции онежско-беломорского водораздела, существующие на территории современных Беломорского и Сегежского районов Республики Карелия (в районе реки Сумы и Сумозера, реки Выг и Выгозера), возникли как результат взаимодействия двух севернорусских (обонежской и поморской), средне- и севернокарельской традиций. Народная культура, сложившаяся в районе реки Сумы и озера Сумозеро на обонежской основе, в позднее Средневековье испытала сильное влияние поморских традиций из-за установления брачных связей с жителями сел Сумский Посад, Нюхча и Колежма и заимствования ряда промысловых техник. Воздействие распространившегося в XVIII веке в этом районе старообрядчества, крупнейшим центром которого являлась Выгорецкая пустынь, также сказалось на формировании уникального облика фольклорных традиций Сумозерья и Выгозерья. В ХХ веке жители ряда деревень переселялись в поселки Валдай, Надвоицы из-за затопления территорий во время строительства каскада Выгской ГЭС в 1949–1953 годах, а также запустения отдаленных деревень Тайгеницы, Хижозеро, Нюхчезеро.

Вокальные сигналы-выкрики использовались в традициях онежско-беломорского водораздела в различных трудовых практиках: при сборе ягод и грибов в лесу, выпасе домашнего скота, во время рыбного лова на реках и озерах. Вокальные сигналы служили «языком» прямого, опосредованного или символического общения местных жителей с дикими и домашними животными, мифологическими персонажами — духами природных объектов и явлений.

Для подзывания животных — лошадей, коров, овец, свиней, кур и гусей — в локальных традициях онежско-беломорского водораздела использовались вокальные сигналы-выкрики, основанные на разнообразных сочетаниях слогов. Специального народного термина для этой группы вокальных сигналов, по-видимому, не существовало. Домашних животных подманивали с помощью кратких интонационных оборотов, сочетающихся с различными звукосочетаниями, знакомыми животным. Коров и лошадей подзывали по именам, соответствовавшим их масти — Чернушка, Пеструшка, Серка и т. п. или отличительным особенностям окраса: например, Звездочкой называли корову с белым пятном на лбу. Иногда имена животным давали исходя из особенностей их характера — Буянка, Шалунья. Наряду с популярными традиционными именами (Зорька, Красуля) коровам часто давали и человеческие имена — Борька, Машка, Майка, а в середине ХХ века — имена, отражавшие реалии советского времени, — Пятилетка, Матрос и др. Для подзывания телят мог использоваться специальный сигнал «тпрусь-тпрусь-тпрусь», имитирующий фыркание коров (пос. Хвойный).

Особенно разнообразны вокальные сигналы для подзывания овец. В районе Сумозера и реки Сумы повсеместно использовались выкрики на слова «мальки-мальки», «машки-машки», «борьки-борьки» (по наиболее частому имени животных), «серки-серки», «бели-бели» (в зависимости от окраса шерсти животных). Часто звучали и вокальные сигналы на слоги с варьированием согласных и гласных звуков: «иц-кич-кич», «иц-киц-киц», «и-ца, и-ца», «и-цы, и-цы», «цыги-цыги». Сигналы «есть-есть-е» и «эсть-эсть-эсть», «эсти-бони, эсти-бони» использовались хозяевами в деревне Сумостров. Возможно, этот сигнал попал в район Сумозера с севера — из Поморья и территорий проживания северных карелов. Редкий вокальный сигнал для подманивания овец на слоги «яры-яры» применяли жители деревни Дуброво.

Свиней подзывали, выкрикивая «борьки-борьки» (по наиболее популярному имени животных), кур — произнося «тип-тип-тип», «цып-цып-цып», «тюку-тюку» (в поселке Хвойный) и «тю-тю-тю» (в деревне Дуброво). Гусей, которых периодически разводили в некоторых селах и деревнях в ХХ веке, подманивали на слоги с варьируемыми гласными: «теги-теги» или «тяги-тяги» (в деревнях Лапино, Воренжа, Новые Надвоицы).

Летом и осенью во время сбора в лесах ягод и грибов жители онежско-беломорского водораздела использовали особые вокальные сигналы — «в лесу аукались», «в лесу кричали». В июне-июле собирали морошку, в августе-сентябре — чернику и бруснику, в сентябре-октябре — клюкву, с августа по октябрь — грибы. Эти сигналы, разнообразные по музыкально-интонационным и фонетическим характеристикам, выполняли коммуникативную (для определения местоположения другого сборщика ягод и грибов в лесу) и магическую охранительную (для отгона змей, отпугивания лесных зверей и защиты от лесного хозяина или лешего) функции. Местные жители старались соблюдать правила поведения в лесу, запрещавшие смеяться, громко разговаривать, ругаться, петь или свистеть. Подобные действия могли потревожить лесного хозяина и привести в различным неприятностям для сборщиков ягод и грибов, потере людей или скота в лесу. Считалось, что ругательство «Иди ты к лешему!» могло осуществиться: человек пропадал в лесу и найти его можно было только с помощью магических специалистов или случайно.

Лесные вокальные сигналы на слоги «Ау!», «Эй!», «Э-ге-гей!», «У-ху-ху!» или с выкрикиванием имен сборщиков в лесу интонировались как краткие терцовые или квартовые возгласы с глиссандирующим нисходящим окончанием. «Аукались» или «кричали», складывая руки рупором около рта: так звук меньше рассеивался, распространялся дальше и в определенном направлении. Максимально громко и напряженно выкрикиваемые вокальные сигналы охватывали определенное пространство леса и сообщали ему свойства освоенного и безопасного. Сигналы «Эй!» и «Э-ге-гей!» оценивались местными жителями неоднозначно: женщины нередко характеризовали их как дозволенные только мужчинам или же вовсе запрещенные, беспокоившие лешего. В районе деревень Сумостров, Воренжа и Лапино в лесу использовался сигнал «Алё!», предположительно заимствованный от жителей Поморья.

Некоторые местные жители вспоминали о практике предсказывания погоды с помощью выкриков «Эй!» или «Э-ге-гей!», приписывая их традициям других народов — коми, карелов. Полагали, что, отражаясь от объектов местного ландшафта, звук при различном атмосферном давлении и влажности распространяется неодинаково. Жительница деревни Сумостров А.С. Воронова вспоминала также традицию исполнения вокальных сигналов-импровизаций для вызывания лодки с целью переправы через озеро. Некогда такие сигналы бытовали у тунгудских карелов в деревне, где выросла А.С. Воронова.

В районе Сумозера местные жители использовали также различные сигналы и магические действия для вызывания или заклинания ветра во время перехода на лодках по озеру. Эта традиция, очевидно, также была заимствована у жителей Поморья, где подобные практики активны до сих пор. Так, чтобы вызвать ветер — сумозерцы свистели; чтобы поймать попутный ветер (пóветерь) — произносили заклинание «Деточкам — пóветерь, старику-еретику — в зубы».

В настоящее время в традициях онежско-беломорского водораздела вокальные сигналы активно используются местными жителями во время сбора ягод и грибов в лесу и для подзывания животных (при наличии домашнего скота). Ритуальные тексты и вокальные формы заклинания ветра вышли из активной практики и остаются только в памяти жителей сел и деревень, расположенных по течению реки Сумы и на Сумозере.

Фото

Аудио

01 Лесной вокальный сигнал-возглас в исполнении Т.Я. Титовой из д. Сумостров Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

02 Лесные вокальные сигналы-возгласы «Ау!», «Эй!» в исполнении С.С. Дорофей из пос. Хвойный Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

03 Лесной вокальный сигнал-возглас «Алё!» в исполнении С.И. Емельяновой из пос. Хвойный Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

04 Лесной вокальный сигнал-возглас «Алё!» в исполнении М.М. Никоновой из пос. Хвойный Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

05 Лесной вокальный сигнал-возглас «Ау!» в исполнении А.М. Поздняковой из д. Лапино Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

06 Лесные вокальные сигналы-возгласы «Ау!», «Эй!», «У-ху-ху!» в исполнении А.К. Козыревой из пос. Валдай Сегежского р-на Республики Карелия Правовая информация

07 Лесные вокальные сигналы-возгласы «Ау!», «Эй!» в исполнении С.С. Никоновой из д. Воренжа Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

08 Лесной вокальный сигнал-возглас «Ау!» в исполнении А.С. Вороновой из д. Сумостров Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

09 Рассказ и демонстрация вокального сигнала для переправы в исполнении А.С. Вороновой из д. Сумостров Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

10 Вокальный сигнал подзывания кур в исполнении А.С. Вороновой из д. Сумостров Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

11 Вокальный сигнал подзывания овец в исполнении А.С. Вороновой из д. Сумозеро Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

12 Вокальный сигнал подзывания овец в исполнении С.И. Емельяновой из пос. Хвойный Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

13 Вокальные сигналы подзывания кур, овец, коров в исполнении А.И. Зуевой из пос. Валдай Сегежского р-на Республики Карелия Правовая информация

14 Вокальные сигналы подзывания овец и кур в исполнении И.Н. Петряшовой из д. Сумостров Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

15 Вокальные сигналы подзывания овец, кур, телят, гусей в исполнении М.М. Никоновой из пос. Хвойный Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

16 Вокальные сигналы подзывания гусей, овец, кур в исполнении Ю.М. Алешичевой из д. Новые Надвоицы Сегежского р-на Республики Карелия Правовая информация

17 Вокальный сигнал подзывания овец в исполнении Т.А. Чижовой и Е.Ф. Фадеева из д. Сумостров Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

18 Вокальный сигнал подзывания овец в исполнении А.Т. Осипова из д. Дуброво Сегежского р-на Республики Карелия18 Вокальный сигнал подзывания овец в исполнении А.Т. Осипова из д. Дуброво Сегежского р-на Республики Карелия.mp3 Правовая информация

19 Заклинание ветра во время морского перехода «Деточкам — поветерь» в исполнении Б.М. Титова из д. Сумостров Беломорского р-на Республики Карелия Правовая информация

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

В нем примут участие 88 конкурсантов из 21 российского города.

Подробнее

В Лондоне, Эдинбурге и других городах покажут новинки российского кинематографа.

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Он оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть