Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Колыбельные песни (укачивания) нганасан

Этнос: Нганасаны
Конфессия: Шаманизм
Язык: Нганасанский
Паспорт объекта
Колыбельные песни (укачивания) нганасан нюо ляндырсибся балы (букв. «ребенка усыпляющая песня») отличаются уникальным типом интонирования. Колыбельные не являются в собственном смысле слова песнями, а представляют образцы архаичного звукового поведения, служащего оберегом для ребенка.

Исполнение колыбельных сопровождается покачиванием колыбели и звуками фоноинструментов – подвешенных на колыбели позвонков, фрикционных стержней.

Два вида колыбельных песен связаны с разными типами интонирования:

1) интонированием, которое характеризуется быстрым движением языка между губ по горизонтали, на фоне гласного звука «о» или «у»;

2) интонированием на асемантические звукоподражательные слоги (кехей-кехей-кехейка, кунтуди-кунтуди).


Колыбельные песни (укачивания) нганасаны называют нюо ляндырсибся балы (букв. «ребенка усыпляющая песня» или «для укачивания ребенка песня»). Они распространены повсеместно в местах проживания нганасан (Таймырский муниципальный район, поселки Усть-Авам, Волочанка, Новая, город Дудинка). Их исполняют как мужчины, так и женщины – родители,  дедушки и бабушки младенца, когда есть необходимость, чтобы малыш поскорее заснул. При этом исполнители выражают любовь к ребенку, улыбаясь при пении колыбельных и укачивании. Особенных условий или запретов на исполнение колыбельных не выявлено.


Колыбельные укачивания пели малышу, удерживая на коленях колыбель (ляпса) и покачивая её, так что в такт пению позванивали многочисленные погремушки, подвешенные на дуге (каптиси) колыбели.


Колыбельные обычно поются без слов, на единообразные слоги кегей-кегей-кегейка или кунтуди-кунтуди. Эти асемантические слоги являются звукоподражательными, звучат в такт покачиванию колыбели.


Напевы, на которые распеваются асемантические слоги кегей-кегей-кегейка или кунтуди-кунтуди, основаны на нисходящем движении мелодии в узком диапазоне, что соответствует расслабленному эмоциональному состоянию поющего. Ритмика напева формульная, поскольку он основан на повторах одной и той же попевки.


Другому виду колыбельных свойствен особый артикуляционный тип интонирования, который называется нюо лянтыры («ребенка баюкай»). Он характеризуется быстрым движением языка между губ по горизонтали на фоне гласного звука «о» или «у». Это оригинальное интонирование считается очень эффективным способом убаюкивания младенцев.


Исполнение этого сольного вокального жанра может сопровождаться звяканием многочисленных позвонков, подвешенных на дуге каптиси колыбели ляпса, если исполнитель держит на коленях колыбель и покачивает ее в такт пению. Также исполнитель может проводить по зубчатой металлической дуге колыбели палочкой, извлекая звук, напоминающий легкий скрежет.


Жанр колыбельных достаточно широко распространен в современной культуре, однако гораздо лучше сохраняются колыбельные «кехей-кехейка» или «кунтуди-кунтуди». А вот укачивания второго вида, связанного со способом интонирования нюо лянтыры, уходят из семейно-бытовой практики.

 

Терминология:

бәлы нган. ‘песня’ (Словарь нганасан.: 30) (см. ляндырсибся бәлы, нюо ляндырсибся бәлы, мәнә нилы бәлы, намтәбса бәлы, хисидибся балы, хуаңкутуо балы)

каптиси нган. ‘дуга колыбели’ с зубчатой поверхностью, по которой скребли стержнем, успокаивая ребенка (фоноинструмент) (ПМД, 1989) 

лабсә нган. ‘колыбель, люлька’ (Словарь нганасан.: 85)

ляндырсибся бәлы ~ нюо ляндырсибся бәлы ‘для укачивания ребенка песня’ (ПМА 1990), от ляндырсыси нган. ‘баюкать’ (Kortt, 1985: 221), нюо лянтыры ‘ребенка укачивает’ (ПМД 1994), нюо кудуптугуйчÿә ‘ребенка усыпляет’ (ПМД 1989, 1990);

ляндырсыйси нган. ‘качать (люльку, ребенка); успокаивать’ (Словарь нганасан.: 91)

лянтырысы нган. ‘покачать (люльку, ребенка; успокоить’ (Словарь нганасан.: 92) 

Аудио

01 Колыбельная песня в исполнении В.Б. Костеркиной из пос. Волочанка Таймырского Долгано-Ненецкого р-на Красноярского края Правовая информация

02 Колыбельная песня в исполнении Д.Д. Костеркина из п. Волочанка Таймырского Долгано-Ненецкого р-на Красноярского края Правовая информация

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова - Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

«Искусство - это прежде всего состояние души»

Вспоминаем полотна известного авангардиста Марка Шагала

Любимый живописец Александра II

Вспоминаем полотна Константина Маковского

Всего за 30 дней было дано 40 спектаклей и концертов, которые посетили около 50 тысяч зрителей.

Подробнее

В Доме Российского исторического общества открылась экспозиция «Горизонты археологии: от Балтики до Причерноморья».

Подробнее

26 и 27 августа к всероссийской акции присоединятся культурные учреждения столицы.

Подробнее

В Выборге завершился XXV фестиваль российского кино, на котором показали более 130 фильмов.

Подробнее

В рамках Года литературы в России проходит конкурс для знатоков литературных достопримечательностей.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть