в 17 км западнее села Усть-Утка, на левом берегу...
Языческие верования

Пещерное святилище Камень Дыроватый в Свердловской обл.

Конфессия:
Языческие верования

Пещерное святилище на реке Чусовой на Урале, существовавшее с эпохи мезолита до этнографической современности, входом в которое служило скальное отверстие на высоте около 20 м, куда с реки в полость пещеры велась ритуальная стрельба стрелами, а позднее – дробью и пулями. В 1776 г. о святилище в пещере Камня Дыроватого упоминал путешественник И.Г. Георги (1776). Первые археологические раскопки здесь в 1932, 1933 и 1937 гг. провел ленинградский археолог Н.А. Прокошев (1935), который вскрыл практически всю площадь пещеры – около 160 кв. м. Коллекция находок хранится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и содержит около 7 тыс. наконечников стрел, изготовленных из кости, бронзы и железа. Н.А. Прокошев интерпретировал памятник как культовое место для совершения обряда стрельбы из лука вглубь пещеры.

В 1982, 1983, 1988, 1991–1993 и 1997–2000 гг. исследования пещерного святилища проводил Ю.Б. Сериков, собравший колоссальный по объему материал и установивший, что наконечники стрел залегают не только в пещере, но и у подножия скалы. Интерпретации обрядовых действий, совершавшихся в пещере, посвящена большая статья И.Л. Кызласова, в которой автор с использованием большого числа примеров убедительно трактовал пуск стрелы в «чрево» горы–прародительницы как символ оплодотворяющего начала (Кызласов И.Л. Камень Дыроватый (Символика пещерных святилищ и культовой стрельбы из лука) // Этнографическое обозрение, 1999, № 4. – С. 37-50).

Вход в пещеру расположен на высоте около 20 м от подножия скалы и в 40 м ниже ее верхнего края; длина пещеры – около 100 м. Залегание наконечников слоями в наиболее отдаленной части пещеры черешками к ее устью позволило сделать вывод о том, что стрельба велась со стороны реки. По подсчетам Ю.Б. Серикова, общее количество находок, с учетом коллекции, хранящейся в Эрмитаже (из раскопок Н.А. Прокошева), превысили 25,5 тыс., из них 21,7 тыс. наконечников, среди которых преобладают каменные и костяные. На части наконечников присутствуют разнообразные геометрические узоры, в которые втерта красная охра.

Расположение святилища на реке Чусовой, связывающей восточные и западные склоны Среднего Упала, наличие в пещере разнотипных наконечников, бытовавших на разных территориях, позволяет рассматривать пещеру как межплеменное святилище (Калинина И.В., Ленц Г.Т., Сериков Ю.Б. Дыроватый камень // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000). По продолжительности функционирования, по обилию и набору находок святилище на Камне Дыроватом не имеет аналогов на территории России. Начало его функционирования относится к эпохе мезолита (IX–VII тыс. до н.э.). В пещере хорошо представлены костяные и каменные наконечники эпохи неолита (VI–IV тыс. до н.э.), бронзового и железного веков, что позволяет считать, что это древнейшее на Урале святилище действовало с эпохи мезолита до этнографической современности.