Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, ул...
Православие

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьевом-Боровском монастыре в Боровске Калужской обл. (Богородицерождественский собор)

Конфессия:
Христианство
Язык:
Язык богослужения - церковнославянский

Дата основания - 1448 г. Дата постройки последнего здания - 1584-1589 гг. Архитектор - 2005-2007 гг. Я. В. Рылло - интерьеры, внутреннее убранство (росписи). Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный трёхапсидный храм с особым одноглавым северным приделом.

Характерный образец московского соборного зодчества рубежа XVI-XVII вв. Построен в 1584-1589 гг. попечением царя Феодора Иоанновича на месте белокаменного храма постройки 1467 г.

Позже перестраивался, в кон. XVIII в. устроена четырёхскатная кровля, изменена форма куполов, в 1837 г. с запада пристроена трапезная. С севера придел вмч. Ирины, в южной апсиде придел Феодора Стратилата, в трапезной придел прп. Пафнутия (1997).

Закрыт в 1923 году. В 1954 году обрушился центральный купол, в 1960-х отреставрирован в формах XVI в.

С 1990-х вновь действует, освящен полным чином в 2005.

В храме хранятся мощи прп. Пафнутия Боровского (1394-1477, канонизирован в 1547 г.. Целы и частично отреставрированы росписи, выполненные в 1644 г.

История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители.

В 1448 году в монастыре, основанном Пафнутием близ Боровска, построена и освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная церковь. В 1467 году освящена новая белокаменная церковь, названная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1476 году иконописцы Митрофан и Дионисий с сыновьями расписали белокаменную церковь фресками. В 1584-1586 годы белокаменная церковь Рождества Богородицы разбирается с целью ее увеличения до собора . По повелению царя Федора Ивановича и на его средства начинается строительство нового кирпичного собора вместо старой белокаменной церкви.

Собор был освящен в 1589 году и стал именоваться Собором Рождества Пресвятой Богородицы. Шлемовидное оформление пяти куполов собора придавало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, затем вместо нее был установлен иконостас. В 1644 году собор Рождества Богородицы расписывается фресками.

В 1919 году специальная комиссия из Москвы производит осмотр монастыря, устанавливает его художественную и историческую ценность. Составляется опись монастырского имущества. В 1955 году начинаются научно-исследовательские и проектные работы по реставрации Собора и монастырских зданий. В ходе реставрационных работ были спасены от неминуемого разрушения здания, относящиеся к XVI-XVIII векам, сохранены фрески XVI-XVII веков, а также обнаружены и переданы в государственные музеи блоки от первого белокаменного собора в честь Рождества Богородицы с сохранившимися фрагментами росписи, выполненные живописцем Дионисием в XV веке.

В 1990 году Исполкомом Калужского облсовета принимается решение о передаче Пафнутьев-Боровского монастыря Калужской епархии. В 1997-98 годах в трапезной части собора Рождества Богородицы оборудован и освящен придел в честь преподобного Пафнутия.

Собор Рождества Богородицы имеет росписи основного объема (своды, арки), северной, западной и южной стен, есть также росписи во всех пяти барабанах. В прошлом снаружи на стенах собора в отдельных местах была тоже роспись, но к середине XIX века эта роспись сохранилась только над южным и северным порталами под укрытием железных зонтов. Над южными дверями были написаны образы святителей Пётра и Алексия, митрополитов Московских; выше их – образ Рождества Пресвятой Богородицы, по сторонам – святых Антония и Феодосия Печерского; а над северными – образ преподобного Пафнутия. В настоящее время лишь чуть видны следы этих изображений.

Внутри собор расписан иконным письмом византийского стиля. Нижнюю часть северной и южной стен церкви Рождества Богородицы занимает цикл жития преп. Пафнутия Боровского. В разные времена фресковая роспись дважды была записана маслом, только в приделе Федора Стратилата сохранились некоторые незаписанные сюжеты. Лишь в XX веке, после возвращения монастыря Церкви, реставраторам удалось восстановить фрески во всей их былой красоте. Последняя реставрация фресок была завершена в 2009 году.