Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Каменный гость

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина — Александринский театр | 1971 | Драма | 49 мин.
Режисcёр: Антонин Даусон, Леонид Вивьен, Леонид Пчёлкин
Писатель: Александр Пушкин
В ролях: Александр Борисов, Семен Сытник, Людмила Вагнер, Борис Тетерин, Алексей Селезнев, Елена Вановская
1817

Взятый сам по себе, вне контекста своего «происхождения», 50-минутный телеспектакль «Каменный гость» (1971) режиссеров Антонина Даусона и Леонида Пчелкина вызывает много вопросов, сегодня производя впечатление архаичной телепостановки с внутренними противоречиями, где слабо прочитывается режиссерская воля.


Постановка снята «на основе» знаменитого спектакля Леонида Вивьена «Маленькие трагедии» (1962), куда входил «Каменный гость», в Пушкинском (ныне — Александринском) театре. У этого цветного телеспектакля есть черно-белый предшественник — «Маленькие трагедии» (1966) на основе той же работы Вивьена. По мнению критика Ю. Герасимова, Вивьен не рискнул поставить цикл из трагедий как неразрывное художественное целое, а «избрал достаточно традиционную форму спектакля-концерта из трех (без «Пира во время чумы») самостоятельных представлений». Сам же режиссер объяснял связность своей композиции тем, что «в центре трагедии три человеческие страсти: скупость, любовь, зависть». И в черно-белой телеверсии три пушкинских шедевра объединены рифмами — мизансценическими, интонационными, а также рифмами, возникшими благодаря операторской работе. В создании как спектакля, так и его черно-белой версии принимал участие Даусон, но когда в 1971 году он вместе с Пчелкиным снимал цветной телеспектакль, то средняя часть триптиха, как раз «Каменный гость», оказалась «вынута». Получилась дилогия. А история о Дон Гуане стала автономной телевизионной постановкой (дополненной большим вступлением — в каком-то учебно-методическом духе — о селе Михайловском, где, как сообщалось, «в 1826 году возник замысел и появились первые наброски трагедии «Каменный гость»). И это при всей очевидности того, что разные части, некогда составлявшие одно целое, сняты по мизансценическим лекалам черно-белых «Маленьких трагедий».


Цветной «Каменный гость» на фоне других телеспектаклей 1970-х позволяет ощутить своеобразие бывшего императорского театра — при всех противоречиях и при всем ощущении кризиса, наступившего после смерти Вивьена (1966). Это художественное своеобразие генетически связано с былыми эпохами этого театра и заставляет вспомнить о природном интересе александринцев к сценической форме — формальной стороне спектакля, — об искусстве жеста и декламации и, в конечном счете, о русском классицизме. (Немаловажно, что александринская труппа неразрывно связана со зданием Карло Росси, которое признано шедевром этого стиля.)


Театр, явленный на пленке, — откровенно условный, чуждый жизнеподобию. В черно-белой версии спектакля режиссерское внимание сосредоточено на фигурах в пустом пространстве (складки тяжелых костюмов-одеяний делают эти фигуры выразительными, порой подчеркивая их величественную, почти скульптурную, статику). В титрах «Каменного гостя» 1971 года художником значится уже не Анатолий Босулаев, а Игорь Лемешев, который более подробно «прописал» окружающий персонажей фон. Зритель видит в глубине огромную копию картины Эль Греко «Вид Толедо» (или «Толедо в грозу»). Сумрачный пейзаж — черное небо, прорезанное фантастическим грозовым светом, — это декорация для разных эпизодов и это условная Испания. Художник не воспроизводит, а обозначает место действия, намекает на него; а потому в обеих телеверсиях перед зрителем — актер в пустом необжитом пространстве. Внешний минимализм сосредотачивает внимание на звучащем слове: что было свойственно театру классицизма.


Но есть и иная связь с былыми, дорежиссерскими, театральными эпохами, свидетельствующая не в пользу телеспектакля, а именно: шаблонность пластического рисунка. Да, актеры стремятся к живописной выразительности, грациозности поз и движений. Но пластическое решение часто прямолинейное: кто сейчас говорит, кто должен быть во внимании, — тому и положено оказаться в центре. Мизансцены — преимущественно «на ногах», «стоячие». Также в разных эпизодах просвечивает такой трафарет: если два героя ведут диалог, находясь в пределах кадра, один из них обязательно будет сидеть, а другой — стоять рядом с ним.


В распределении ролей чувствуется режиссерское стремление нарушить ожидания, уйти от хрестоматийности. Дон Гуан — Семен Сытник — веселый, тонкий, почти субтильный молодой человек, явно не претендующий на трагические интонации. Герой-любовник, которого легко можно представить в водевиле. О Нодаре Шашике, игравшем Дон Гуана в спектакле (и в его черно-белой версии), Д. Золотницкий писал, что это скорее «персонаж «маленькой комедии» ветренике, наказанном за непостоянство». Так можно сказать и про героя Сытника. Его страстную возлюбленную Лауру играет Людмила Вагнер. Ее характерно-комедийное дарование в полную силу проявится позже, в спектаклях ленинградского Театра Комедии, но и здесь заметно, что актерской природе Вагнер свойственна конкретность, внутренняя плотность, укорененность в земном. Слуга Дон Гуана Лепорелло сыгран Александром Борисовым комично и едва ли не в бытовой манере. Будучи гораздо старше Сытника, Борисов рядом с ним выглядит этаким характерным отцом. Герой-любовник, характерная героиня, комический отец. При всем стремлении к нетривиальности состав персонажей выглядит набором типичных амплуа.


«Каменный гость» был снят в неопределенный для Пушкинского — Александринского театра период: между смертью Вивьена и утверждением в качестве руководителя Игоря Горбачева (1975). И по этому телеспектаклю видна одна из худших тенденций бывшего императорского театра в советское время. Мизансценирование становилось все более шаблонным, теряя способность передавать смысл, образное решение. Опыт давнего сотрудничества труппы с Мейерхольдом, спектакли которого всегда были выразительны пластически (и эту преемственность старался поддерживать Вивьен), как бы перечеркивался. При Горбачеве Пушкинский театр стал театром слова.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Борис Львов-Анохин
  • 1979
  • 137 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Леонид Вивьен
  • 1966
  • 116 мин

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина — Александринский театр

  • Драма
  • Сергей Блинников
  • 1965
  • 184 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть