16+

Двенадцатая ночь или что угодно

Драма
2012
127 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Изумительную комедию «Двенадцатая ночь или Что угодно» (Twelfth Night, or What You Will) Уильям Шекспир закончил в 1601 году и назвал так в честь праздника Двенадцатой ночи в Рождественский сезон. В Двенадцатую ночь врата миров открыты, и все их жители собираются вместе, чтобы веселым пиром приветствовать новую жизнь. Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время Двенадцатой ночи. И слова, что были произнесены в Двенадцатую ночь, имеют наибольшую силу.


Комедию со времен ее написания и до наших дней ставили бессчетное количество раз. Казалось бы, все заранее известно. Но в 2007 году Александр Плетнёв в Калужском областном драматическом театре интересно и очень неожиданно интерпретирует этот спектакль. Стихия моря, стихия ветра, стихия свободы — вот что составляет его основу. И кто вносит все это? Довольно странные молодые люди. Потом уже мы поймем, что это хиппи, которые вышли на сцену, переоделись, сняли свои длинные черные пальто и начали разыгрывать историю.


На самом деле, шекспировская «Двенадцатая ночь» — пьеса загадочная: какие только ее интерпретации не являлись нам на театральных подмостках, в какие только времена не переносилось действие. Но, как оказалось, внутренних ресурсов у комедии Шекспира еще достаточно, и отнюдь не только комедийных. Александр Плетнёв увидел историю близнецов, переживших кораблекрушение, сквозь призму 1960-70-х годов, непонятно почему оказавшихся такими внятными и близкими для вполне молодого режиссера. Под музыку «Rolling Stones», «Uriah Heep», «Shocking Blue» и песню Егора Летова действие будет жить, пульсировать, наполняться событиями смешными и совсем не смешными. В самом начале на сцене появляются люди в черных пальто, самые обычные молодые люди, наши современники, но, вскоре сброшенные, эти пальто уплывут на своеобразной вешалке высоко под колосники, чтобы перед нами оказались герои комедии — в одеждах, причудливо соединяющих шекспировские времена с 60-ми годами. Они раскрутят сферу, напоминающую земной шар, чтобы сделать театром весь мир, потому что они, люди, этот мир населяющие, мгновенно стали актерами.


Невероятно красивая сцена разыгравшейся в море бури сменится карнавалом переодеваний: на почти всех персонажах длинноволосые парики, темные очки, почти все они босы. Настоящие хиппи! Ностальгия по 60-м соединяется с ностальгией по шекспировской сказке. И режиссер вместе со своими артистами грустит об ушедшем времени высоких комедий…


В калужской «Двенадцатой ночи» есть замечательные актерские работы, которые так и тянет назвать свершениями. Шут Фесте — совсем невеселый, мудрый, все понимающий и лучше всех знающий, чем кончится веселая игра. Мальволио — стареющий желчный джентльмен, постоянно читающий газету: он втянут в карнавал помимо собственной воли, но не желает никого смешить и обслуживать, поэтому от такого Мальволио остается ощущение жалкое и печальное одновременно. Страстные, влюбленные, горячие Виола и Оливия, сэр Эндрю Эгьючийк, словно случайно, по ошибке попавший в развеселую компанию. Ему бы только играть на гитаре и тайком изживать свои комплексы, а с женитьбой уж как получится.


Смех, конечно, звучит в зрительном зале — а как иначе, великолепный перевод Э.Л. Фельдман-Линецкой дает множество возможностей для радости и веселья, но послевкусие все-таки печально: сняты парики и черные очки, снова надеты черные пальто, снова раскручена сфера. «Двенадцатая ночь» Александра Плетнёва одновременно напоминает и старую Англию, и никому не известную загадочную страну Иллирию, и хипповскую Англию 60-х годов ХХ столетия.


В основе сюжета пьесы — трогательная, местами наивная история о стране, в которой живется весело и беззаботно. Действие происходит в чудесной вымышленной Иллирии, которой правит герцог Орсино. Как и в других комедиях Шекспира, сюжет раскручивается самым непредсказуемым образом — с разлуками и встречами, с потерями и находками, с близнецами и переодеваниями. «Двенадцатая ночь» — это грезы и реальность, вечный поиск своей половинки, где любовь определяет судьбу человека и меняет ее в одно мгновение. Но своеобразие постановки Плетнёва комедии Шекспира даже не в сюжете. В спектакле сошлись два жанра — итальянской комедии дель арте и высокой комедии. К тому же режиссер обращает внимание на то, что это была последняя комедия Шекспира. Через год после нее будет написан «Гамлет». Поэтому в комедии выявляются серьезные драматические мотивы. Как заявил один из рецензентов, «оттого, что режиссер не следовал заштампованным представлениям о Шекспире, хуже не стало ни Шекспиру, ни зрителям».

Режиссер: Александр Плетнев
В ролях: Дмитрий Денисов, Николай Каверин, Игорь Корнилов, Игорь Постнов, Григорий Бирюлин, Леонид Клец, Михаил Кузнецов, Анастасия Семесенко, Ирина Якубенко и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна