16+

Черная бурка

Драма
2002
152 мин
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Притчу осетинского драматурга Геора Хугаева «Черная бурка» в 2002 году поставил на сцене Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала режиссер (на тот момент уже главный режиссер театра) Фарид Бикчантаев. Герои пьесы — звери, наделенные даром речи: пес Тузар, ворон Квар-Кан, крот Фирус, волки Чобр и Чобра, зайчиха Дигура, осел Кико и другие. На людей они похожи не только потому, что умеют говорить, но и повадками, характерами. Известный со времен Эзопа прием — в образах зверей зашифровать типажи людей, сатирически сгустить манеры общения, жизненные философии разных видов. Впрочем, есть и герой-человек — это Пастух. Спускаясь на зиму с горных пастбищ, собирая отару, он теряет бурку. Верный пес Тузар находит ее и охраняет в течение всей зимы, без сна и пищи… Преданность у собаки в крови. Оценит ли ее хозяин — другой вопрос. Но Тузар выбирает верность взамен любви, отказывается от перспективы жить в волчьей стае со своей возлюбленной волчицей Чибар.

В спектакле Фарида Бикчантаева главные актерские средства рассказа о своих героях-животных — пластика, танец. Каждый зверь воплощает определенное качество. Зайчиха Дигура — кротость, ворон Квар-Кан — мудрость, осел Кико — упорство, лиса Буретта — практическая хватка, волк-вожак Чобра — коварство и хитрость.

«Черную бурку» собирался ставить предшественник Бикчантаева, многолетний художественный руководитель театра им. Камала Марсель Салимжанов — с автором пьесы, худруком Северо-Осетинского театра Геором Хугаевым, его связывала долгая дружба. Но — не успел, ушел из жизни Салимжанов, а Бикчантаев в память о выдающемся мастере сам поставил «Черную бурку». Эту музыкальную драму называют «ответом» знаменитому спектаклю «Голубая шаль» по пьесе классика татарской драматургии Карима Тинчурина. «Несмотря на все объективные различия, между спектаклями существует типологическое сходство: оба они созданы в параметрах музыкально-драматического метафорического театра многожанровой синтетической природы», — замечают камаловцы в описании своей «Голубой шали». Как легендарная вахтанговская «Принцесса Турандот», «Голубая шаль» Татарского театра была хитом в 30-е годы, а потом неоднократно возрождалась в новых редакциях.

«Черная бурка» — спектакль-притча 2002-го года — незримо вступает в диалог со спектаклем-легендой, отзывается ассоциативными парафразами, художественно убедительно доказывает востребованность этой формы театра зрителем«, — замечено в сопроводительных материалах театра. «Генеральная линия Салимжанова была такова: не замыкаться в себе, — вспоминает предшественника и размышляет о нынешней политике театра Фарид Бикчантаев. — Он был открыт хорошей драматургии. Конечно, национальный театр существует в более сложной ситуации, я говорю о любом национальном театре. С одной стороны, мы не имеем права терять «Голубую шаль», с другой — мы не можем не развиваться. Мы не должны замыкаться в себе. В последние годы мы начали приглашать режиссеров, участвовать в фестивалях выезжать. Это по-новому формирует труппу. И потом, если ограничиться рядом названий, это значит, мы без уважения будем относиться к нашему зрителю. Если мы зрителя уважаем, мы не можем себе понизить планку даже в таких жанрах, как легкая комедия».

Спектакль «Черная бурка» не однажды отмечен призами театральных фестивалей. На VIII Международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз», который проходил в Казани в 2005-м году, спектакль завоевал Гран-При, а также в его активе оказались награды в номинациях «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль», «Лучшая работа художника». На Всероссийском Национальном фестивале «Музыкальное сердце театра», проходившем в Москве в феврале 2007 года, «Черная бурка» была отмечена призами в категориях «Лучший спектакль», «Лучший режиссер» и «Лучший исполнитель главной роли». На фестивале «Белая Вежа» в Бресте, в 2008-м году спектакль также удостоился Гран-при и приза за лучшую мужскую роль.

Спектакль «многонаселенный», в нем занята изрядная часть труппы театра. Единственного человека в компании персонажей Геора Хугаева (Пастуха) играет Радик Бариев — Заслуженный артист Республики Татарстан, выпускник (а ныне — педагог) Казанского государственного университета культуры и искусств. В родном театре Бариев задействован еще и как режиссер; на его счету — несколько постановок, в основном, по пьесам современных татарстанских авторов. В роли пса Тузара — Искандер Хайруллин, также Заслуженный артист РТ, востребованный исполнитель, в чьем послужном списке роли Калафа в «Принцессе Турандот», Треплева в «Чайке», Минлегали в «Голубой шали», Оргона в «Тартюфе», барона Тузенбаха в «Трех сестрах».

Постановщик «Черной бурки» Фарид Бикчантаев — главный режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая. Родился в семье актеров театра им. Камала и, прежде чем получить режиссерское образование в ГИТИСе, закончил актерское отделение Казанского театрального училища, играл на сцене родного театра. В 2006-м году сыграл главную роль в фильме Ильдара Ягафарова «Куктау», который принято считать точкой отсчета национального кинематографа Республики Татарстан.

Режиссер: Фарид Бикчантаев
В ролях: Люция Хамитова, Радик Бариев, Искандер Хайруллин, Ляйсан Рахимова, Асхат Хис­ма­тов, Ра­виль Ша­ра­фи, Алсу Гайнуллина, Алмаз Гараев, Иль­та­зар Му­ха­мат­га­ли­ев, Анна Антоненко-Луконина и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна