Сталкер
Художественные фильмы

Сталкер

Год выхода:
1979
Страна производитель:
СССР
Длительность:
163 мин.
В ролях:
Николай Гринько
,
Анатолий Солоницын
, Александр Кайдановский,
Алиса Фрейндлих
Производитель:
Мосфильм

Фильм-притча Андрея Тарковского, вышедший в советский прокат в 1979 году. «Сталкер» снят по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», которую они, вместе с Тарковским, в значительной степени переработали специально для киносценария.

Несмотря на то, что место действия осталось таким же, как и в литературном первоисточнике, и носит название Зона, в фильме, в отличие от повести, практически отсутствует научно-фантастическая составляющая - все придуманные Стругацкими приметы времени и места у Тарковского показаны гораздо менее подробно, лишь обозначены без лишних объяснений, тем самым обретают философский, экзистенциальный смысл. Оттого же у главных героев нет имён, только прозвища - Сталкер - проводник, и пророк, и просто отец тяжело больной девочки, Писатель в творческом кризисе, выход из которого он надеется обрести в Зона и Профессор - человек науки, прагматично мечтающий уничтожить главное чудо Зоны, что бы оно не навредило всему человечеству.

Речь о таинственной Комнате, образовавшейся после падения метеорита. Там, по легенде, исполняются самые заветные желания. Дверь - всего в нескольких сотнях метров, но путь оказывается неблизким - идти по прямой нельзя из-за разбросанных по Зоне ловушек. Обходя их, герои постепенно постигают природу места и самих себя, но в итоге отказываются от цели своего путешествия, так и не решаясь войти в Комнату. Для людей, как объясняет в финале Сталкер, утративших Веру, неспособных больше мечтать, заменивших духовное материальным, поход в Зону и поиски Комнаты больше не имеют смысла - как не имеет его и сама их жизнь.

Фильм, съёмки которого длились три года, а финальный бюджет составил миллион рублей, дался непросто каждому из его создателей. По ходу работы Тарковский, постоянно недовольный все новыми и новыми версиями сценария, сменил трёх операторов и художников. Первые негативы были безвозвратно утеряны, позднее задержать процесс пришлось из-за наступившей зимы. Режиссёр с особой тщательностью подбирал декорации и натуру, но в итоге именно визуальный ряд «Сталкера» - неотделимый от смыслового - определил не только новый период в творчестве самого Тарковского, но во многом развитие кинематографа. Как ни странно, но попытки найти в фильме скрытый социальный подтекст и злободневную критику, или же представить его этаким мистическим пророчеством будущих катастроф (в первую очередь Чернобыльской) неверны. Сам режиссер говорил о нем, как об истории о потере и обретении веры, потому и "вымарывал" из сценария всю лишнюю фантастику, а из изображения - пестроту и многообразие. Сложность «Сталкера», как и его ценность - в простоте и линейности, в однотонности, даже в нарочитой невыразительности актёров - и уже работавших с Тарковским ранее Анатолия Солоницына (Писатель) и Николая Гринько, и незнакомого тогда зрителям Александра Кайдановского в роли Сталкера.

Несмотря на то, что фильм вышел в относительно широкий советский прокат даже без серьезных цензурных правок, отечественные и зарубежные критики заговорили о нем лишь после Каннского кинофестиваля 1980 года. На настоящий же момент этот фильм - один из главных как в фильмографии Андрея Тарковского, так и в истории мирового авторского кино.

В подборках

Что смотреть в отпуске
«Кинематографический бог» Андрей Тарковский
Владимир Заманский

Смотрите также

Страсти по Владимиру
Комедия
1990
115 мин
Золушка (с тифлокомментариями)
Сказка
1947
79 мин
Небесный тихоход (с тифлокомментариями)
военный фильм, комедия
1945
80 мин
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.