Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1964
  • Сказка, Сказки и мультфильмы
  • Александр Роу
  • 84 мин
  • 1960
  • Сказка, Сказки и мультфильмы
  • Александр Роу
  • 74 мин
  • 1976
  • Мелодрама, Драма
  • Динара Асанова
  • 93 мин

Сталкер

1979 | СССР | Фантастика | 155 мин.
В ролях: Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Наталья Абрамова, Юрно Файме, Ренди Раймо
Режисcёр: Андрей Тарковский
Производитель: Мосфильм
6435
Фильм-притча Андрея Тарковского, вышедший в советский прокат в 1979 году. «Сталкер» снят по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», которую они, вместе с Тарковским, в значительной степени переработали специально для киносценария.

Несмотря на то, что место действия осталось таким же, как и в литературном первоисточнике, и носит название Зона, в фильме, в отличие от повести, практически отсутствует научно-фантастическая составляющая - все придуманные Стругацкими приметы времени и места у Тарковского показаны гораздо менее подробно, лишь обозначены без лишних объяснений, тем самым обретают философский, экзистенциальный смысл. Оттого же у главных героев нет имён, только прозвища - Сталкер - проводник, и пророк, и просто отец тяжело больной девочки, Писатель в творческом кризисе, выход из которого он надеется обрести в Зона и Профессор - человек науки, прагматично мечтающий уничтожить главное чудо Зоны, что бы оно не навредило всему человечеству.

Речь о таинственной Комнате, образовавшейся после падения метеорита. Там, по легенде, исполняются самые заветные желания. Дверь - всего в нескольких сотнях метров, но путь оказывается неблизким - идти по прямой нельзя из-за разбросанных по Зоне ловушек. Обходя их, герои постепенно постигают природу места и самих себя, но в итоге отказываются от цели своего путешествия, так и не решаясь войти в Комнату. Для людей, как объясняет в финале Сталкер, утративших Веру, неспособных больше мечтать, заменивших духовное материальным, поход в Зону и поиски Комнаты больше не имеют смысла - как не имеет его и сама их жизнь.

Фильм, съёмки которого длились три года, а финальный бюджет составил миллион рублей, дался непросто каждому из его создателей. По ходу работы Тарковский, постоянно недовольный все новыми и новыми версиями сценария, сменил трёх операторов и художников. Первые негативы были безвозвратно утеряны, позднее задержать процесс пришлось из-за наступившей зимы. Режиссёр с особой тщательностью подбирал декорации и натуру, но в итоге именно визуальный ряд «Сталкера» - неотделимый от смыслового - определил не только новый период в творчестве самого Тарковского, но во многом развитие кинематографа. Как ни странно, но попытки найти в фильме скрытый социальный подтекст и злободневную критику, или же представить его этаким мистическим пророчеством будущих катастроф (в первую очередь Черонбыльской) неверны. Сам режиссер говорил о нем, как об истории о потере и обретении веры, потому и "вымарывал" из сценария всю лишнюю фантастику, а из изображения - пестроту и многообразие. Сложность «Сталкера», как и его ценность - в простоте и линейности, в однотонности, даже в нарочитой невыразительности актёров - и уже работавших с Тарковским ранее Анатолия Солоницына (Писатель) и Николая Гринько, и незнакомого тогда зрителям Александра Кайдановского в роли Сталкера.

Несмотря на то, что фильм, даже не претерпевших серьёзных цензурных парковок, вышел в относительно широкий советский прокат, заговорили о нем лишь после Каннского кинофестиваля 1980 года - и отечественные, и зарубежные критики. На настоящий же момент этот фильм - один из главных как в фильмографии Андрея Тарковского, так и в истории мирового авторского кино.

Смотрите также

  • 1930
  • Драма, История, начало XX века
  • Александр Довженко
  • 84 мин
  • 1936
  • Драма, Литература
  • Яков Протазанов
  • 82 мин
  • 2006
  • Драма
  • Павел Лунгин
  • 112 мин
Прямая трансляция 24 ноября в 19:00. Знание.ВДНХ

Александра Шатских | Великий авангардист Казимир Малевич

Прямая трансляция 24 ноября, в 23:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Ночные концерты Московской филармонии «Мама, я меломан»

Прямая трансляция 24 ноября, в 22:00. Московская государственная филармония

Лекция Ярослава Тимофеева

Прямая трансляция 24 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Только Венеция!

Прямая трансляция 24 ноября в 19:00. Дом-музей М.С. Щепкина

Встреча с режиссёром Максимом Диденко

Прямая трансляция 24 ноября, в 23:00. Московская государственная филармония

«Мама, я меломан»

Прямая трансляция 23 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Никита Абросимов, Леонид Железный, Арсений Чубачин

Прямая трансляция 23 ноября, в 15:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Перед судом истории»

Прямая трансляция 23 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Золотая эра джаза

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Интересные мастер-классы, выставки и спектакли.

Подробнее

В материале портала «Культура.РФ» — экспозиции с экзотическими животными, небесными светилами и окаменелостями.

Подробнее

Он посвящен 125-летию со дня рождения писателя и сценариста Сергея Третьякова.

Подробнее

Это единственное арт-пространство такого рода в столице.

Подробнее

Курс стартует 24 ноября и продлится до марта.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть