Последняя жертва
Художественные фильмы

Последняя жертва

Год выхода:
1975
Страна производитель:
СССР
Длительность:
99 мин.
Жанр:
Драма
В ролях:
Маргарита Володина
,
Олег Стриженов
,
Леонид Куравлев
,
Ольга Науменко
,
Владимир Кенигсон
,
Валерий Филатов
,
Мария Виноградова
,
Павел Винник
,
Лионелла Пырьева
, Михаил Глузский

Юлия Павловна Тугина, богатая вдова, уединенно живущая в своем поместье, влюбляется в игрока и повесу Вадима Дульчина. Все свое состояние Юлия Павловна потратила на возлюбленного. Но даже на грани разорения она не перестает думать о нем и готова на «последнюю жертву»: просить денег у богатого купца Флора Федулыча Прибыткова, для того чтобы спасти Дульчина от долговой ямы.

Фрагмент книги Юрия Богомолова «Петр Тодоровский. Творческий портрет».

«Лирик, «вернувшись в город», рискнул совершить то, до чего в хорошие времена не мог бы додуматься: он экранизирует пьесу А.Н. Островского «Последняя жертва».

Экранизация для Тодоровского – это все равно что для хорошего поэта заняться переписыванием в свой альбом чужих стихов.

<...>

Ясно, что мир Островского, такой колоритный, столь основательный, обставленный громоздким бытом, населенный живописнейшими, самоценными и самодовлеющими характерами, – это земля не «своя» для Тодоровского. Он старается быть добросовестным в «переписывании» чужого, но все же скользит по поверхности.

Примечателен, однако, сам выбор пьесы. Смею утверждать, что здесь выбор – самый содержательный момент. Взята та пьеса Островского, в которой рассказана драматическая история душевного компромисса. Героиня любит всем сердцем одного, а замуж выходит за другого. И драматург ее оправдывает.

Именно эта коллизия, по всей вероятности, привлекла внимание режиссера. Она его, очевидно, взяла за живое. Кому, как не лирику 60-х – 70-х годов, было знать, что такое оставаться верным сердцу, когда жизнь его постоянно обманывает, когда жизнь окружила человека призраками и миражами, под ногами все неверно...

Тот лирик 60-х – 70-х устал от вранья окружающих и вранья самому себе. Потому он с таким сочувствием наблюдает за перипетиями внутренней драмы человека из другой эпохи.

А может, это действительно выход – брак по расчету с добрым, хорошим, надежным человеком?

Островский убеждает. По крайней мере, в этой пьесе. В «Талантах и поклонниках» убеждает в обратном.

<...>

Велик соблазн укрыться в благополучной частной жизни. Или попробовать принять за чистую монету фикцию деятельной общественной жизни и стремиться вверх по служебной лестнице, ведущей, как известно, вниз.

Тодоровский все отчетливее осознает неправомерность подобных выходов из тупика. Душа не то чтобы обязана, она не может не трудиться.

«Последняя жертва» в этом отношении стала первой жертвой, которую понесло лирическое сознание Петра Тодоровского.

Душевный конформизм, осененный авторитетом великого классика, не оказался заразительным, о чем можно было судить уже по следующему фильму режиссера – «В день праздника».

В подборках

Как говорил герой Леонида Куравлева, «фамилия моя слишком известная, чтобы я ее называл!»
Петр Тодоровский

Смотрите также

Страсти по Владимиру
Комедия
1990
115 мин
Золушка (с тифлокомментариями)
Сказка
1947
79 мин
Небесный тихоход (с тифлокомментариями)
военный фильм, комедия
1945
80 мин
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.