Кошкин дом
Телеспектакль

Кошкин дом

Российский государственный академический молодежный театр

Год выхода:
1981
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Комедия
Длительность:
70 мин.
В ролях:
Татьяна Шатилова, Юрий Лученко, Анна Соловьева, Николай Ферапонтов, Екатерина Краснобаева, Александр Соловьев, Светлана Харлап, Нина Антонова
Режиссёры:
Сергей Яшин, Александр Воропаев

Спектакль по пьесе Самуила Маршака.

Премьера состоялась в Центральном детском театре (ныне РАМТ) 26 декабря 1978 года.

Пьеса Маршака «Кошкин дом» выросла из нескольких строчек детской фольклорной песенки «Тили-тили-тили-бом. Загорелся кошкин дом». Никто из бывших друзей не помог несчастной погорелице-кошке. Лишь бедные племянники-котята дали ей приют.

Фрагмент книги сына писателя Иммануэля Маршака «Жизнь и творчество Маршака» (1975 г.):

<...> «Я смутно помню Краснодарский театр для детей (когда мы уехали из Краснодара, мне было пять лет), пожалуй, он остался для меня наиболее отчетливым и ярким воспоминанием вообще о краснодарском детстве. <...>

Помню очень добрую и веселую Елизавету Ивановну Васильеву, соавтора отца по многим краснодарским пьесам, и внушавшего мне страх высокого, худощавого, седоватого и внешне сурового Бориса Алексеевича Лемана, профессора-египтолога и искусствоведа и одновременно поэта (из блоковского «Кружка молодых» – он печатался под псевдонимом Б. Дикс), участвовавшего в выработке общих художественных принципов театра и всего «Детского городка». <...> Об этих спектаклях говорится в письме С.Я. Маршака композитору В.А. Золотареву, написанном незадолго до смерти поэта, а также в воспоминаниях актрисы С.А. Магдесян. Маршак писал: «Всегда с любовью вспоминаю Вас и нашу работу в «Детском городке». Кстати, издана ли Ваша превосходная музыка к моему «Кошкиному дому»? Сохранилась ли она у Вас? Многие композиторы писали музыку к моим сказкам, но никто не превзошел Вас лаконичностью, грацией и душевной чистотой, которая так нужна искусству для детей». А С.А. Магдесян, приведя тексты жалобных песенок погорельцев – кота и кошки, пишет дальше:

«Впечатляющая сила представления и прозрачные, легкие стихи песенки поднимают волну эмоций в зале, дети волнуются, вскакивают с мест – они жаждут знать, как поступят обиженные кошкой и котом котята, и успокаиваются, когда широко распахиваются двери домика котят и они поют:

Здравствуй, тетя Кошка!

Хоть была немножко

Ты скупа и зла –

Мы тебя, конечно,

Приютим сердечно,

Если к нам пришла.

Здравствуй, кот Василий!

Мы тебя простили

За дурной прием.

Будьте здесь, как дома,

Вот для вас солома,

Спите сладким сном.

Дети хлопают в ладоши. Их маленькие сердца одобряют этот поступок. Выйдя на улицу, они напевают полюбившуюся им песенку котят... Мы сами не переставая напеваем ее за кулисами, куда уже пришел Самуил Яковлевич. Он деликатно делает замечание кошке: «Вы глотаете концы слов и не очень хорошо двигаетесь. Поработайте с ними», обращается он к стоящим здесь же режиссерам... По заведенному им порядку весь состав труппы должен быть на каждом спектакле. «А вот котята очень хороши», – продолжает Самуил Яковлевич и нежно гладит по голове каждого котенка». <...>

Из статьи психологов Ирины Медведевой, Татьяны Шишовой «Новое время – новые дети?», журнал «Октябрь» (1997 г.):

<...> «Маршака, одного из любимейших детских писателей, аполитичным уже никак не назовешь. Вспомним стихотворение «Мистер Твистер». Вспомним «Двенадцать месяцев», пьесу, по которой снят прелестный мультфильм – его и сегодняшние дети смотрят с удовольствием. Тема богатства и бедности звучит в этих произведениях пусть на доступном детям уровне, но вполне отчетливо. Автор выказывает не просто сочувствие бедным, но и ироническое презрение к богатым. Карикатурно-уродливые, тупые, жадные и в то же время какие-то жалкие гости Кошки (сам выбор зверей чего стоит: Козел, Свинья!) – вот образы богачей. С кем из них захочет отождествить себя ребенок из семьи нуворишей? В этих образах начисто отсутствует даже зловещая инфернальность, которая тоже может быть для кого-то притягательна. По отношению к богатым Маршак стоит на классической позиции русского интеллигента. Если вспомнить перечисленные нами «антагонистический», «гуманистический» и «отстраненный» варианты, то она всем им, безусловно, враждебна». <...>

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин