Свет в окне
Художественные фильмы

Свет в окне

Год выхода:
1980
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
75 мин.
В ролях:
Юрий Соломин, Тамара Дегтярева, Маргарита Сергеечева, Людмила Иванова, Кирилл Вольский, Олег Пальмов, Елена Соловей, Алла Мещерякова, Валентина Ананьина
Режиссёр:
Аян Шахмалиева
Производитель:
Ленфильм по заказу Гостелерадио СССР

Сценарий фильма создан по мотивам одноименного очерка Татьяны Тэсс. Главная героиня фильма - девочка-подросток, потерявшая мать, и оставшейся с отцом и новорожденной сестренкой. После нескольких лет одиночества отец встречает женщину, и надеется, что она может заменить детям мать. Перед старшей дочерью становится нелегкая задача - принять мачеху.

Статья Александра Шпагина о режиссере. Опубликовано в сборнике «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000»:

«Тихий камерный мир фильмов Аян Шахмалиевой всегда был надежно отгорожен от внешних тревог прочными прозрачными стенами. Герои могли страдать, тосковать, выяснять отношения друг с другом, но подобные коллизии, которые в кино шестидесятых были чреваты сломами и драмами, в семидесятые у Аян Шахмалиевой всегда находили спокойное счастливое разрешение. Самые известные ее фильмы, такие как «Странные взрослые» и «Дети как дети», не стали серьезными художественными событиями, так ведь и не претендовали на это. Зато были любимы и пересматривались неустанно и многократно. В этих славных лирических семейных мелодрамах было по меньшей мере одно событие – юная героиня ленинградской школьницы Риты Сергеечевой, открытой Аян Шахмалиевой для кино.

В конце восьмидесятых авторская интонация Аян Шахмалиевой меняется: ее фильмы обретают иную энергию, словно режиссер стремится за стенки мира-аквариума. «Софья Ковалевская» – канонический фильм из серии «Жизнь замечательных людей», но в лучших его эпизодах заявлен внутренний конфликт героини, оказавшейся перед выбором между служением науке и простым человеческим счастьем. Фильм «Это было у моря...» погружал в мир страстей, разыгравшихся в санатории для больных детей. Причина, по которой в детские души вселялся дьявол, оставалась непроясненной, но к финалу страсти, как и положено, стихали, равновесие мира восстанавливалось.

Однако в последнем ее фильме «Дымъ» запретная любовь героев возмущает благостное спокойствие милых, болезненных и неприспособленных к жизни обитателей Баден-Бадена. Беззаконный и ничему не подотчетный вихрь, сметая все на своем пути и смешивая все карты, разрушает-таки привычный уютный и обжитой мир».

Статья Инги Преловской об авторе очерка. Опубликовано в газете «Известия» ( 2006 г.):

«Ни у кого в «Известиях» не было такой огромной почты, как у Татьяны Тэсс: письма читателей шли к ней сотнями. Это называли «феноменом Тэсс», спорили о корнях ее популярности. А суть заключалась в личности.

С завидной частотой она печаталась в «Известиях» на протяжении полувека. И были времена, когда ее очерки представали оазисами живого слова среди официоза и сухих производственных статей. Она тогда сумела отстоять свое авторское «я», хотя это местоимение нещадно выпалывалось из газет, заменялось обезличенным «мы». В пору, когда считали, что добро должно быть с кулаками, и осуждали «абстрактный гуманизм», Тэсс со своей особенной теплотой и доверительной интонацией писала о милосердии, о совести, о сострадании, о любви, о чуткости и внимании к человеку. Избегая морализирования и пафоса, она рассказывала простые житейские истории, вникая в нравственные конфликты, восхищаясь сердечной щедростью обычных людей, и пропускала через себя чужую боль и волнение. Ей пытались подражать, но безуспешно: стержнем ее очерков была она сама. <...>

Татьяна Николаевна была родом из Одессы. Там училась в гимназии, в консерватории. В литературном кружке «Потоки» ее заметил Эдуард Багрицкий, и стихи их сблизили. После прогулок по степи он по дороге заглядывал к ней домой, на Ближние Мельницы. Позже сюда наведывался и Бабель. Когда же поэтесса приехала завоевывать Москву, то с легкой руки Михаила Кольцова начала печатать в журналах не стихи, а очерки. <...>

Она не подпускала к себе старость. Приходила бодрая, улыбчивая, элегантная. Первой в редакции рискнула надеть мини, стала носить брючный костюм. Всегда была в курсе событий – премьер, вернисажей.

Для нас она соединяла эпохи. Легендарные личности были ее знакомыми, приятелями молодости: Эйзенштейн, Раневская, Катаев, Кабалевский, Пудовкин, Пименов. О них ее последняя книга «Друзья моей души». Тэсс говорила о знаменитостях без придыхания, но с безупречным тактом. Она сознавала себя писателем в газете. В очерках Тэсс обычно не упоминала адресов своих героев, оставляя себе свободу касаться деликатных обстоятельств жизни или тонких движений души человека. Говорила: «Я не выдумываю, я вспоминаю». А память у нее была отменная – живая, образная, неувядающая».

В подборках

От адъютанта до его превосходительства
Фрагмент интервью Юрия Соломина.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин