Вечер памяти Беллы Ахмадулиной
Спектакль

Вечер памяти Беллы Ахмадулиной

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Год выхода:
2014
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
140 мин.
В ролях:
Борис Мессерер, Евгений Рейн, Андрей Битов, Данила Козловский, Чулпан Хаматова
Режиссёр:
Борис Мессерер

Фрагмент очерка Владимира Губайловского «Нежность к бытию» в журнале «Дружба народов»:

«Белла Ахмадулина – поэт когда-то любимый, но, казалось бы, давно убранный на дальнюю полку – туда, к увлеченьям юности, в которых сегодня немного неловко и совсем не модно признаваться, поэт зачитанный и прочитанный, место которого прочно определено и навсегда неизменно. Но так ли это? <...>

Можно никак не относиться к поэзии Ахмадулиной, можно относиться к ней плохо, но невозможно отрицать тот факт, что именно Ахмадулина стала воплощенным образом поэтессы, «Поэта-девицы» (Елена Шварц). Нет человека, читающего по-русски и не знающего этого имени. С такой славой нельзя не считаться. Она заслуживает внимания и изучения уже не только как литературный, но и как социальный феномен. Нет поэтессы, сравнимой с ней по известности имени, и, может быть, уже никогда не будет, учитывая глобальное изменение литературного климата в России.

Ахмадулина именно поэтесса. В русском языке вообще и в литературном обиходе в частности это слово приобрело оценочный характер. Поэтесса – автор слабых, специфически женских стихов – нечто о душе, дамский роман в рифму. В моем употреблении определение «поэтесса» не имеет никакого оценочного привкуса, но подчеркивает специфику поэтической работы. Женщины пишут стихи не так, как мужчины. Не хуже, не лучше, просто не так. В женских стихах есть то, чего в мужских не может быть, – в них есть нежность к бытию. Мужчина не может быть нежен к действительности, тогда он просто мужчиной быть перестает. Эта нежность, которая проявляется в стихах, написанных женщиной, окрашивает их совершенно особенным образом. Можно сказать, что она связана с охранительной и оберегающей функцией женщины, но сейчас для меня важно другое – нежность, пропитавшая строку, приводит к своеобразной работе со словом, приводит к появлению другой поэзии, поэзии, которую мужчина создать не в состоянии. Ахмадулина была и есть в первую очередь женщина в поэзии. Женственность ее – это не слабость, не слащавость, не мелодраматическое заламывание рук; это тонкость и трогательность пальцев, которые могут расправить крыло бабочки, не повредив его, не разроняв пыльцу».

Благодарим за предоставленный материал литературный интернет-проект «Журнальный зал».

В подборках

Поэтов пылкий разговор
«Каждое стихотворение уникально, но каждое отражает универсальный характер человеческого опыта».

Смотрите также

Клятвенные девы
Драма
2017
81 мин
Старший сын
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
Папа, мама, я и Сталин
Московский театр «У Никитских ворот»
Драма
2017
76 мин