Воскреcение Лазаря
Спектакль

Воскреcение Лазаря

Центральный дом актера им. А. А. Яблочкиной

Год выхода:
2012
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Драма
Длительность:
134 мин.
В ролях:
Борис Каморзин, Эдуард Радзюкевич, Александр Прокуратов, Ирина Максимкина, Александр Жигалкин, Владимир Чекасин, Ольга Лапшина, Борис Мильграм, Александр Усов, Ольга Понизова, Эмануил Виторган, Людмила Дребнёва
Режиссёр:
Борис Мильграм

Спектакль создан по мотивам романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Инсценируя главы романа, постановщик спектакля Борис Мильграм пытается осмыслить и донести до зрителя проблемы, поднятые Достоевским в его великом произведении.

Спектакль состоит из пяти разрозненных глав «Преступления и наказания». Каждый эпизод решен по-своему и не без оригинальности, интересно и нетрадиционно обыграны хрестоматийные герои Достоевского, одетые художником Юрием Хариковым в фантастические костюмы. Раскольниковых тут два (в программке все актеры принципиально записаны как исполнители, без указания ролей), ни в одном из них нельзя заподозрить убийцу, и ходят они то в щегольских плащах и широкополой шляпе, то в латах, как у принца Датского. Порфирий Петрович, пузатый добряк, наигрывает что-то веселенькое на пианино и носит зеленое лягушкообразное трико. Похожая на мышку Соня движется, как механическая кукла, а во время решительного объяснения с Раскольниковым танцует с ним танго. Эммануил Виторган в роли Свидригайлова в этой компании смотрится неожиданно и вносит в спектакль элементы нормального театра, позволяя зрителям посмеяться и немного расслабиться после сцены «Поминок», о которой надо сказать более подробно.

Ее инсценировка принадлежит Жене Унгард, и ради этого спектакля в спектакле зрителям приходится перейти в другую часть зала, отгороженную занавесом от основной. Там разворачивается некое далекое от романа действо с участием группы известного музыканта Владимира Чекасина, в котором свинги Катерины Ивановны перемежаются джазовыми импровизациями, русскими народными куплетами и выступлениями детей из музыкальной школы.

Спектакль «Воскресение Лазаря» по Достоевскому, что называется, ‒ не для всех. Что это? Агрессивное, бравурное, в рваных диссонансных джазовых ритмах действо, которое проповедует Евангелие и одновременно низвергает вниз ‒ в клоаку и смрад. Разношерстное, разнохарактерное зрелище, где очищенные от быта, приподнятые балетные мизансцены чередуются с атакующим резким перформансом.

Этот спектакль настойчиво требует от зрителей соучастия. В нем есть что-то протестное, альтернативное. Не случайно Борис Мильграм ‒ ученик Анатолия Васильева. Не случайно сорежиссером спектакля стал известный джазмен Владимир Чекасин, представлявший альтернативное искусство 70‒80-х годов. Спектакль «Воскресение Лазаря» генетически и духовно близок той эпохе, разница только в том, что тогда протест был облечен в социальные формы. Сегодня он ‒ акция эмоциональная.

Людмила Дребнева в роли Катерины Ивановны покоряет. Она ведет роль в сопровождении джазовых музыкантов Владимира Чекасина и своей страстью напоминает великих джазовых исполнительниц. Толпа странно одетых персонажей с фенечками и примочками, в которых есть что-то арбатское и вместе с тем диссидентское, изображает гостей на поминках. Жужжит, улюлюкает, распевает частушки в джазовой обработке, издает резкие, оглушающие звуки, ведет себя крайне агрессивно. Этой толпе Катерина Ивановна посылает свои проклятия, негодуя от вида чванливых сытых морд. Умирает она с утробным стоном «Надорвалась», и ее смерть сопровождает полнозвучный классический романс на лермонтовские стихи, который исполняет маленькая девочка.

Мир, представленный в этом спектакле, огромен, разорван и разноязык. В нем умещается все. Духовность и клоака. Святой Лазарь и сытая, благообразная буржуазность. Убежденная внутренняя вера Сони (Ирины Максимкиной) и претензии на исключительность и гениальность Раскольникова, которого тут играют два актера ‒ Александр Жигалкин и Эдуард Радзюкевич. Цинизм Свидригайлова (Эммануил Виторган и Михаил Жигалов) и наивная беззащитность Дуни (Ольга Понизова).

Отчего, кстати, в этом «Воскресении» двое Свидригайловых и двое Раскольниковых? Очень просто: режиссер не хочет все сводить к конкретным характерам или личностным особенностям. Идеи Раскольникова и Свидригайлова являются всеобщими и принадлежат каждому, даже самому случайному прохожему, выхваченному из толпы.

Смотрите также

Цари
Драма
2018
149 мин
Оттенки
Драма
2018
86 мин
Антигона
Драма
2018
76 мин
Пилорама плюс
Драма
2018
72 мин