Выразительные глаза Станислава Любшина

Станислав Любшин родился в 1933 году в подмосковной деревне Владыкино (теперь это уже давно Москва). Родители работали в совхозе, и мальчик помогал им с ранних лет. Но среди трудовых будней нашлось место и творчеству.
При совхозе был театральный кружок, в котором участвовала мама Станислава. А сам он в школьные годы стал ходить в драмкружок. После школы учился в кислородно-сварочном техникуме, служил в армии. Но душа тянулась к светлому, к искусству, и парень решил поступать в театральное училище. Дело ответственное, надо было посоветоваться с родителями. «У соседа телевизор КВН был, с линзой, — рассказывал Станислав Андреевич. — Когда люди по полу ходили, вода в линзе колыхалась, и артисты были в полоску. Вот отец с матерью сидят, смотрят. А там Иван Семенович Козловский поет, а за ним хор стоит. Я говорю: «Мам-пап, я хотел бы проверить себя, пойти сдавать экзамен в театральное». Мать почему-то заплакала, такая реакция. А отец молчал, молчал и сказал: «Если ты будешь, как он (показал на Козловского), иди. А если как те, что за ним, то не надо». Отцовскую волю Любшин выполнил сполна: он никогда не пел в хоре, всегда был солистом, актером с яркой индивидуальностью.
В 1959 году Станислав Любшин окончил Театральное училище имени Щепкина. И сразу поступил в «Современник»
, где прослужил четыре года. В этом театре он дебютировал в роли Славки в спектакле «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Эта пьеса вообще для него оказалась счастливой. В 1978 году он вновь встретился с ней, уже в кино: в картине Никиты Михалкова «Пять вечеров»
сыграл главную роль — Ильина. Партнершей Любшина в этом удивительно нежном, тонком, виртуозном фильме была неподражаемая Людмила Гурченко. За роль Ильина благодарные зрители популярнейшего в те годы журнала «Советский экран» назвали Станислава Любшина лучшим актером года. И, кстати, он уже второй раз удостаивался этого народного и такого дорогого звания. Первый — в 1968 году за фильм «Щит и меч»
.
«Меня всегда поражали и восхищали его глаза, он говорил и говорит ими больше, чем текстом. Помню потрясающий эпизод в «Пяти вечерах». Там его герой, оставшись совсем один, в какой-то столовой пьет горькую, а потом начинает петь: «Не для меня поет весна и в небе жаворонок вьется…» Для меня эта сцена автобиографична: как-то, облепленный черными мыслями, я вот так же сидел со стаканом и мурлыкал песенку, но никак не мог вспомнить слова, и такая тоска была… А Любшин, не зная про меня, все это понял. Он вообще все понимает».
Драматург Александр Володин.
Да, это высочайший актерский пилотаж, когда все делается одними глазами, без помощи слов. Станислав Любшин владеет этой техникой безупречно. Много можно вспомнить его ролей, пронзительных, берущих за душу, таких, например, как Егор Полушкин в «Не стреляйте в белых лебедей», или Федор Петров в фильме «Ксения, любимая жена Федора», или Горшков в «Забавах молодых».
Попробовал Станислав Любшин свои силы и в режиссуре. В 1977 году снял фильм «Позови меня в даль светлую» по повести Василия Шукшина, с которым был дружен, снимался в его картине «Печки-лавочки»
. А познакомились они на съемках фильма «Какое оно, море?» Картина «Позови меня в даль светлую» вышла уже после смерти Шукшина. Главную роль в ней сыграла жена актера, режиссера и писателя Лидия Федосеева-Шукшина. Сам Любшин тоже снялся в своей картине. В 1980 году Станислав Андреевич повторил свой режиссерский опыт, сняв фильм «Три года».
И все же он, конечно, не режиссер, он — его Величество Актер, милостью Божьей, человек, умеющий высекать чудотворную искру из любого литературного материала, наделяющий персонажей своей светлой душой.
Станислав Любшин продолжает свою творческую деятельность. В конце прошлого года на экраны вышел фильм режиссера Индара Джендубаева «Он — дракон» с участием актера. В МХТ имени Чехова
его можно увидеть в спектаклях «Мефисто», «Немного нежности» и «Обрыв». В «La театре»
Любшин играет Фирса в «Вишневом саде».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна