Пять вечеров
Художественные фильмы

Пять вечеров

Год выхода:
1978
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
108 мин.
В ролях:
Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Игорь Нефедов, Лариса Кузнецова, Александр Адабашьян, Валентина Теличкина, Людмила Гайликовская, Нина Тер-Осипян
Режиссёр:
Никита Михалков
Производитель:
«Мосфильм»

Экранизация одноименной пьесы Александра Володина. В 1959 году в двух самых популярных театрах страны появились спектакли по пьесе «Пять вечеров»: в ленинградском БДТ постановку осуществил Георгий Товстоногов, а в молодом московском «Современнике» — Олег Ефремов. В конце 70-х Никита Михалков совершенно неожиданно обратился к некогда востребованному произведению Володина. Все участники съемочной группы любят рассказывать, что замечательного фильма могло бы и не быть: просто коллектив был в вынужденном простое и за три месяца можно было снять что-то камерное. Так появились черно-белые «Пять вечеров» — щемящая история непростой любви.

Когда-то Тамара проводила Ильина на фронт, тогда она была его невестой. Ильин сгинул, но Тамара замуж так и не вышла, живет работой и заботами о племяннике-сироте. И вот по прошествии многих лет Ильин явился к ней, они провели пять вечеров в разговорах и воспоминаниях. Он потрепан жизнью, даже обижен на судьбу. А она готова принять его, заботиться о нем, как будто не было этих долгих пустых лет. «Лишь бы не было войны…» — шепчет Тамара в финале, как шептали миллионы наших соотечественников, пережившие горе и бедствия.

«Пять вечеров» — действительно очень камерный фильм, где работа актеров виртуозно тонка, акварельна. На роли Тамары и Ильина Михалков пригласил Людмилу Гурченко и Станислава Любшина. «Размышляя над характерами наших героев, над их сутью, мы нашли для выражения их такие пластические образы: Тамара Васильевна казалась нам в чем-то подобной зернышку, брошенному в землю, но так и не проросшему, законсервировавшемуся, замкнувшемуся от внешнего мира, — пишет Никита Михалков в сборнике «О своих фильмах». — Ильин же представлялся нам деревом с корнями, вывернутыми наружу. Когда в нем вдруг оживает память чувства, он теряется — он ощущает свою слабость, начинает врать, суетиться, он не готов к иной жизни, чем та, которой жил прежде». Гурченко и Любшин составили прекрасный дуэт, один из лучших в нашем кино. Вторая пара в фильме — племянник Тамары Слава и его девушка Катя. Они — люди другого поколения, которые не способны до конца понять обстоятельства жизни людей предвоенной, военной эпохи. Но их максимализм отступает перед примером той верности чувству, что демонстрируют Тамара и Ильин. Роли Славы и Кати достались юным ученикам Олега Табакова — Игорю Нефёдову и Ларисе Кузнецовой. А случайную знакомую Ильина Зою сыграла «королева эпизода» Валентина Теличкина, буквально несколькими штрихами создав яркий образ лукавой, кокетливой женщины, замершей в надежде на неожиданную удачу.

В подборках

«Кино — это моя жизнь». Подборка фильмов с Людмилой Гурченко
Пересматриваем советские картины с известной актрисой и ностальгируем.