Пять вечеров
Художественные фильмы

Пять вечеров

Год выхода:
1978
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
108 мин.
В ролях:
Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Игорь Нефедов, Лариса Кузнецова, Александр Адабашьян, Валентина Теличкина, Людмила Гайликовская, Нина Тер-Осипян
Режиссёр:
Никита Михалков
Производитель:
«Мосфильм»

Экранизация одноименной пьесы Александра Володина. В 1959 году в двух самых популярных театрах страны появились спектакли по пьесе «Пять вечеров»: в ленинградском БДТ постановку осуществил Георгий Товстоногов, а в молодом московском «Современнике» — Олег Ефремов. В конце 70-х Никита Михалков совершенно неожиданно обратился к некогда востребованному произведению Володина. Все участники съемочной группы любят рассказывать, что замечательного фильма могло бы и не быть: просто коллектив был в вынужденном простое и за три месяца можно было снять что-то камерное. Так появились черно-белые «Пять вечеров» — щемящая история непростой любви.

Когда-то Тамара проводила Ильина на фронт, тогда она была его невестой. Ильин сгинул, но Тамара замуж так и не вышла, живет работой и заботами о племяннике-сироте. И вот по прошествии многих лет Ильин явился к ней, они провели пять вечеров в разговорах и воспоминаниях. Он потрепан жизнью, даже обижен на судьбу. А она готова принять его, заботиться о нем, как будто не было этих долгих пустых лет. «Лишь бы не было войны…» — шепчет Тамара в финале, как шептали миллионы наших соотечественников, пережившие горе и бедствия.

«Пять вечеров» — действительно очень камерный фильм, где работа актеров виртуозно тонка, акварельна. На роли Тамары и Ильина Михалков пригласил Людмилу Гурченко и Станислава Любшина. «Размышляя над характерами наших героев, над их сутью, мы нашли для выражения их такие пластические образы: Тамара Васильевна казалась нам в чем-то подобной зернышку, брошенному в землю, но так и не проросшему, законсервировавшемуся, замкнувшемуся от внешнего мира, — пишет Никита Михалков в сборнике «О своих фильмах». — Ильин же представлялся нам деревом с корнями, вывернутыми наружу. Когда в нем вдруг оживает память чувства, он теряется — он ощущает свою слабость, начинает врать, суетиться, он не готов к иной жизни, чем та, которой жил прежде». Гурченко и Любшин составили прекрасный дуэт, один из лучших в нашем кино. Вторая пара в фильме — племянник Тамары Слава и его девушка Катя. Они — люди другого поколения, которые не способны до конца понять обстоятельства жизни людей предвоенной, военной эпохи. Но их максимализм отступает перед примером той верности чувству, что демонстрируют Тамара и Ильин. Роли Славы и Кати достались юным ученикам Олега Табакова — Игорю Нефёдову и Ларисе Кузнецовой. А случайную знакомую Ильина Зою сыграла «королева эпизода» Валентина Теличкина, буквально несколькими штрихами создав яркий образ лукавой, кокетливой женщины, замершей в надежде на неожиданную удачу.

В подборках

«Кино — это моя жизнь». Подборка фильмов с Людмилой Гурченко
Пересматриваем советские картины с известной актрисой и ностальгируем.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин