Войти Версия для слабовидящих
Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1966
  • Боевик, История, начало XX века
  • Эдмонд Кеосаян
  • 73 мин
  • 1976
  • Драма, Мелодрама
  • Динара Асанова
  • 93 мин

Поставщик сенсаций

Александр Дранков


Днем рождения российского кино принято считать 15 октября 1908 года — дату выхода на экран первого отечественного игрового фильма «Понизовая вольница». Эту «фильму» сделал чрезвычайно предприимчивый фотограф и «первый кинематографщик» Александр Осипович Дранков.

Жизнь этого человека напоминает авантюрный роман. Примечательно, что сам он отнюдь не относился к кинодеятельности как к миссии. В отличие от своего главного конкурента — Александра Ханжонкова, Дранков был бизнесменом и азартным игроком. Им двигали любопытство, тщеславие и желание самоутвердиться. В воспоминаниях о Дранкове часто встречается замечание, что в каждом начинании ему был важен яркий старт, потом же азарт шел на спад — и дело постепенно разваливалось. Наверное, эта особенность характера Дранкова — неусидчивость — и не позволила ему развернуться в Америке на все сто. Там он оказался в 1922-м.

Как многие пионеры русского cinema, после Октябрьской революции 1917 года Дранков уехал на юг, в Ялту, а оттуда бежал в Константинополь. «У, гнусный город!» — говорит о тогдашней столице Османской империи Люська, героиня булгаковской пьесы «Бег». «Ужасный город! Нестерпимый город! Душный город!» — вторит ей приват-доцент Голубков. Действительно, много обнищавших русских эмигрантов бродило тогда по Константинополю.

Булгаковские герои пытались выиграть на тараканьих бегах в заведении Артура Артуровича, но чаще спускали там последние гроши... Не с Александра ли Осиповича Дранкова списан Булгаковым «тараканий царь Артурка»? Ведь именно этим малопочтенным делом промышлял в Константинополе автор первого русского фильма, бывший владелец шикарного киноателье… Авантюрный дух помог Дранкову выкарабкаться там, где другие русские эмигранты просто шли на дно.

Впрочем, позже пришлось и ему испытать на себе настоящие тяготы голодной эмигрантской жизни — в США, куда он перебрался из Константинополя. Как большинство приезжих, начинал Дранков с самой черной работы. Как только немного разжился деньгами, купил киноустановку-передвижку, фургон и стал устраивать показы для русских эмигрантов. Естественно, такое дело не могло удовлетворить амбиции Александра Осиповича, да еще в мире, где можно выгодно продать сюжеты из «русской жизни». Дранков перебрался поближе к Голливуду и широко анонсировал свой первый американский кинопроект — фильм о романе цесаревича Николая и балерины Матильды Кшесинской. Как опытный производитель сенсаций, он понимал, что на старте нужно привлечь к делу максимальное внимание. Однако, несмотря на интерес к теме, голливудская киноиндустрия не распахнула двери перед «первым русским кинематографщиком». Взять Голливуд с наскока не удалось. Да и вообще взять его Дранкову не удалось. Остаток жизни он провел в Сан-Франциско, занимаясь тем, с чего начинал свою бурную карьеру — фотографией.

Дранков освоил фотографию еще в родном Севастополе, но быстро понял, что развернуться по-настоящему можно лишь в столице. Петербург и Москва словно ждали предприимчивого юношу. Александр Дранков почувствовал, что фото- и киносъемка — востребованный товар, а в некоторых случаях — и пропуск в «верха». Например, его фото императорской семьи (сделанные, кстати, без разрешения) так понравились Николаю II, что рисковый фотограф получил статус поставщика двора Его Императорского Величества. Чтобы иметь возможность бывать на заседаниях Государственной думы и многих других мероприятиях, требовавших аккредитации, Дранков заделался официальным фотокорреспондентом британской газеты Times и французской Illustration. К кинематографу он также отнесся как к ресурсу продвижения. «Дранков попал в число основоположников благодаря своей настойчивости и изобретательности, — пишет историк кино Нея Зоркая. — Пожалуй, не корысть, не алчность, а именно авантюризм и карьеризм были главными двигателями его карьеры». Тем не менее из истории факта не выкинешь. Александр Осипович Дранков стал автором первого русского игрового кинофильма и, кстати, первого отечественного сериала! В 1914–1915 годах в его ателье были сняты несколько фильмов из цикла «Сонька Золотая Ручка». Зрители с огромным энтузиазмом приняли этот киносериал о похождениях знаменитой одесской авантюристки — яркой, ловкой, оборотистой и обаятельной. Похожей по натуре на самого Дранкова.


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • 1970
  • Драма, История, начало XX века
  • Александр Алов
  • 196 мин
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Снежкин
  • 376 мин
Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Прямая трансляция 15 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». Дневные симфонические концерты для детей

Прямая трансляция 15 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Юрий Фаворин

Прямая трансляция 15 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

«Дорога к джазу» Известные джазовые мелодии

Прямая трансляция 15 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Александр Ключко

Прямая трансляция 14 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Камерные вечера

Прямая трансляция 14 октября, в 14:00. Камерный зал Филармонии

Сказка о серебряном голосе, маленькой шпаге и нежном сердце (прогулка по Вене)

Зрители услышат музыкантов-виртуозов из разных стран.

Подробнее

В нем принимают участие более 20 тысяч молодых людей из 185 стран мира.

Подробнее

Семейная реликвия Ивана Тургенева, портреты в доме Дмитрия Мамина-Сибиряка и кабинет Антона Чехова.

Подробнее

Лучшим русским романом признан «Патриот» Андрея Рубанова.

Подробнее

Зрители увидят пять эпох: от Древней Руси до XX века.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть