Публикации раздела Музеи

2000-летие Дербента

Дербент — один из древнейших городов России. Ему 2000 лет. Многие века Дербент был одним из главных городов Каспия и Кавказа.

Здесь встретились Восток и Запад. В том месте, где находится Дербент, между горами и морем почти не осталось земли — только узкая полоса в два-три километра вдоль берега. Вот на ней и расположился этот второй по величине город Дагестана. Через Дербент проходили многочисленные кочевники: скифы, сарматы, гунны, хазары, татаро-монголы.

Здесь пролегал Великий шелковый путь. Желанная территория для Римской империи, Византии, Хазарского каганата и Золотой Орды. В состав Российской империи Дербент окончательно вошел в 1806 году.

Кайтагская вышивка

Оберег дагестанской культуры — так называют кайтагскую вышивку. Искусство древнее, практически утраченное. В Дагестане получили развитие около 15 различных техник вышивки. Но именно работы кайтагцев считают национальным достоянием.

Кайтагские мастерицы вышивали не забавы ради. И не на продажу. Полотна, расшитые шелковыми нитями, сопровождали человека на протяжении всей жизни. В колыбели ребенка была подушка с вышивкой — в качестве оберега. Затейливо украшенное полотно непременно находилось в приданом невесты. Сопровождала вышивка человека даже в последний путь.

Из истории ремесла

Само искусство вышивания зародилось в глубокой древности на Востоке. Но практически все народности украшали свой быт вышивкой: индейцы расшивали одеяла, персы — одежды, арабы покрывали затейливыми узорами шатры. Немцы пытались поставить вышивку на поток и даже выпустили в XVI веке первый печатный сборник со схемами.

По территории Дагестана проходил Великий шелковый путь, и в кайтагских узорах просматриваются элементы орнаментов турецкой парчи и бархата, азербайджанских тканей и ковров. Сама ритуальная традиция тоже могла прийти с Востока. Через селения Кайтагского района проходил путь иранской армии, воины которой брали с собой в поход вышитые полотна для захоронения павших солдат.

Техника вышивания

В кайтагской вышивке используется 16 различных швов. Основа — «гладь», а особенность — «прикреп». Разноцветные шелковые нити прикрепляли сверху к ткани дополнительными стежками. В европейских странах в конце XIX века такие швы получили название «восточные». Работа настолько трудоемкая, что на создание одного полотна уходило от трех месяцев до полугода.

Увлечение вышивкой повлекло за собой развитие целой отрасли — разведение шелкопряда. Мастерицы сами пряли и красили шелковые нити. Красили, к слову, подручными средствами. В ход шло растение индиго, насекомое кошениль, грецкий орех и кора деревьев. Предпочтение отдавали оттенкам, близким к природе. А для самых роскошных узоров использовались золотые и серебряные нити.

Узор кайтагской вышивки — сплошные символы. Почти в каждой работе есть круг или овал, означающие солнце и вселенную. Крест символизирует четыре стихии или четыре времени года. Фигурки людей с опущенными или поднятыми вверх руками — отражение мужского и женского начала. Вышивка — бесконечный лабиринт, рассказывающий истории из жизни предков. И как и каждая жизнь, все полотна по-своему уникальны. Мастерицы вышивают по памяти, и двух одинаковых работ просто не бывает.

Вышивка мирового уровня

В истории кайтагской вышивки был период безвременья. На рубеже XIX–ХХ веков это искусство почти утратили. Но в начале 80-х годов прошлого века совершенно случайно в Дагестан приехал британец Роберт Ченснер. Английский бизнесмен и исследователь был настолько поражен древним рукоделием, что выкупил практически все полотна и увез их в Англию. В лондонском выставочном зале открылась экспозиция, посвященная искусству кайтагских мастериц.

Роберт Ченснер проделал колоссальную работу — расшифровал смысл орнаментов и выпустил большой каталог с иллюстрациями. В нем описаны около 180 вышитых полотен. Книги, рассказывающие о редком текстильном искусстве, увидели свет в Италии и Турции. В России большого полноценного издания пока нет. Первой ласточкой стал каталог из коллекции Музея Востока.

Затейливые шелковые узоры покорили Париж, Лондон, Рим, Нью-Йорк и Стамбул. Наиболее редкие и яркие работы кайтагских мастериц оказались в частных коллекциях по всему миру. Представлены эти образцы текстильного искусства и в российских собраниях Государственного исторического музея, Эрмитажа, Музея народов Востока и дагестанских музеях.

Сегодня в Дагестане снова вышивают. Интерес, проявленный к древнему искусству во всем мире, заставил мастериц вновь взяться за иглу. Студии набирают учениц, восстанавливают узоры, изучают музейные экспонаты, чтобы шелковая нить на полотне, как и столетия назад, рассказывала свои истории жизни.

Смотрите также

От «промзоны» к всемирному наследию
Кижи. 10 фактов о музее под открытым небом.
Дворцы-музеи: прежние владельцы
Хозяева прекрасных зданий — от фантазии криминалиста-антрополога до героя с оторванной рукой и переводчика «Гамлета».
Лучшие музеи России
Как выглядит «русская десятка».