Войти Версия для слабовидящих

Музыка Алексея Рыбникова


Музыка, рисунки, эскизы. Более творческую атмосферу детства представить трудно. Отец – скрипач, мама – художник. Алеша Рыбников даже детские впечатления от просмотренных фильмов выражал музыкальным языком. Первые сочинения – фантазия «Багдадский вор», балет «Кот в сапогах», фортепианные пьесы.

«Я не собирался быть композитором и маме говорил, что буду хозяином музыкального театра. Ну, может, не хозяином, но что у меня будет свой музыкальный театр. Первый свой театр я сделал в подвале того дома, где жил, и это все было очень похоже на сказку «Буратино»: и спуск в подвал, и сам театр. Я себя чувствую победившим Буратино, у которого свой театр».


Одаренность Алеши у родителей сомнений не вызывала. Осталось лишь выбрать музыкальную школу. Экзамен выдержан сразу в две – ЦМШ при консерватории и школу имени Гнесиных. Выбрали первую. А школа композиции у Рыбникова была по-настоящему уникальной. Отец, скрипач, работавший в оркестре Александра Цфасмана, познакомил сына с самим Арамом Ильичом Хачатуряном. И в консерватории начинающий композитор продолжал учиться у своего именитого наставника, а спустя семь лет уже и сам преподавал. Но теория для молодого музыканта быстро сменилась практикой – симфоническими сочинениями и музыкой для кино. Композиторский дебют – короткометражка «Лелька» 1966 года. Первый опыт вышел столь удачным, что количество музыкальных тем Алексея Рыбникова, написанных для фильмов, перевалило за сотню. Режиссеры обращались столь часто, что композитор завел «сундук с музыкальными темами».


«Когда приходит кто-то из режиссеров, я – раз, в сундук и показываю то, что у меня уже есть. Если раскрывать секреты, то вообще всю музыку я сочиняю для себя».

«Остров сокровищ», «Большое космическое путешествие», «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки», «Вам и не снилось», «Тот самый Мюнхгаузен» и еще десятки и десятки картин, музыка которых жила вне экрана – своей собственной жизнью. Как в случае с «Приключением Буратино». После выхода фильма был выпущен музыкальный альбом. Виниловые диски едва успевали поступать в продажу. За год раскупили миллион пластинок.

Настоящей звездой хит-парада лучших грамзаписей стал альбом «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Рыбников уже встречался с режиссером Марком Захаровым на съемочной площадке «Того самого Мюнхгаузена». Совместная работа в театре имела эффект разорвавшейся бомбы. Так на советской драматической сцене возникло явление доселе невиданное – рок-музыка. Спектакль не одобряли одиннадцать раз, зато зритель принял сразу и безоговорочно.

«В свое время, когда я занялся рок-музыкой, понадобилась какая-то смелость, чтобы так открыто заниматься тем, чем хочется. К чему душа лежит», – вспоминает Рыбников.


Душа лежала к русской духовной музыке, песнопениям, фольклору, «городскому» романсу… На стыке жанров композитор пишет «Авось». Стихи Андрея Вознесенского и пронзительная музыка Алексея Рыбникова в постановке Марка Захарова становится настоящей рок-оперой, которая не сходит со сцены «Ленкома» вот уже более тридцати лет. «Юнону и Авось» ставили в Польше, Венгрии, Чехии, Германии и даже Южной Корее.

Десятилетний труд Алексея Рыбникова – «Литургия оглашенных», ради которого композитор создает собственный театр. Стихи Ветхого и Нового Завета, поэтов эпохи Возрождения и Серебряного века, строки русских классиков, монгольских песен… Настоящая мистерия. Чтобы услышать, в девяностые приходилось пробиваться в небольшой зал Театра Рыбникова всего в сорок мест.

Греческий, иврит, латынь и русский и рассказ о «Воскрешении мертвых». Пятая симфония, написанная на ветхозаветные строки продолжает тему духовной музыки в творчестве композитора. Рыбников пытается выразить «идею о единстве всех живущих».

«Сам сюжет воскрешения мертвых – это самое главное, во что верят люди. В то, что не кончается жизнь, что она продолжается дальше. Это самая светлая, самая серьезная надежда людей, и мне хотелось именно об этом написать», – говорит композитор.

«Аллилуйя любви» – название авторского спектакля Алексея Рыбникова. Сцены из наиболее известных театральных произведений и популярных фильмов стали отдельной программой в 2012 году. Собранием лучшего и представлением нового. Фрагменты из оперы по роману «Война и мир» Льва Толстого с использованием исторических источников – текста речи императора Александра I и дневников Наполеона. Работа над масштабным произведением так захватила, что Рыбников сам писал либретто. Сейчас работает над постановкой, у которой есть все шансы удивить музыкальный мир. Впрочем, как всегда в случае с этим необычным композитором, который едва ли не на заре творческой жизни стал живым классиком.

Программа «Линия жизни». Алексей Рыбников


Алексей Рыбников. Концерт для альта и виолончели с оркестром


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть