Публикации раздела Театры

Его величество суфлер

«Уберут суфлеров, уйду и я», – сказал в начале прошлого века Константин Сергеевич Станиславский. Годы шли, и представителей самой бесшумной профессии становилось все меньше и меньше...

Сейчас суфлеры есть только в трех театрах Москвы (Большом, Малом и МХТ имени А.П. Чехова), а всего в России насчитывается не более тридцати человек, которые активно занимаются этим нелегким делом.

В XIX веке суфлер был нужен как воздух. Тогда все в театре решали антрепренеры, для которых главным был коммерческий успех. Чтобы «отбить кассу», иногда ставилось по несколько премьер в неделю. Актеры физически не успевали выучить все, поэтому и была введена должность суфлера. Само слово происходит от французского souffleur – подсказчик.

Работа суфлера начиналась во время репетиций, он аккуратно помечал в тексте паузы, которые делал на сцене актер. У каждого «подсказчика» были свои пометки, но известно, что галочкой обозначалась короткая пауза, а тремя – длинная. Это делалось для того, чтобы понять во время спектакля, где актер молчит по сценарию, а где забыл слова.

Знаменитая будка, которую изображают на всех картинках, на самом деле не всегда выглядела в виде морской раковины. Иногда суфлеры работали из-за кулис, а порой даже прятались на сцене среди декораций.

Если же заглянешь в конуру суфлера, - вспомнишь средневековую инквизицию! Этот мученик обречен в театре на вечную пытку, от которой становится страшно за человека. Грязный ящик вроде собачника, обитый пыльным войлоком. Половина туловища суфлера погружена в подполье сцены с подвальной сыростью, другая половина туловища его - на уровне пола сцены - подогревается с обеих сторон стосвечевыми раскаленными лампами рампы. Вся пыль при раздвигании занавеса, при шмыгании женских юбок о пол сцены летит в рот мученика-суфлера. А он принужден весь день и весь вечер без передышки, в течение всего спектакля и репетиций, говорить неестественно сжатым, часто напряженным голосом, чтобы быть слышным только актерам, а не зрителям. Известно, что три четверти суфлеров кончают чахоткой. Все это знают, и никто не пытается изобрести более или менее приличную суфлерскую будку, несмотря на то, что наш век не скупится на изобретения.
Фрагмент книги К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»

Ситуация изменилась в XX веке. На смену актерскому театру пришел режиссерский, количество премьер стало сокращаться, а срок репетиционного процесса увеличился. Артисты начали лучше запоминать текст, и необходимость в помощи суфлера отпала.

Работа суфлера не так проста, как кажется на первый взгляд. Настоящий профессионал должен обладать идеальной дикцией и ангельским терпением. Лучший суфлер – это тот, кто умеет произнести текст так, чтобы артист быстро заполнил паузу, а зритель ничего не заметил. Истинному подсказчику иногда достаточно произнести одну букву, чтобы актер сразу понял, что говорить.

Как и в любом деле, здесь есть свои мастера. Одним из лучших суфлеров был Иосиф Дарьяльский. Его будку даже называли «Дарьяльским ущельем». Там он мог и работать, и пить чай, и даже бриться. Всего он прослужил в Малом почти 50 лет, и точное количество спектаклей, в которых он принимал участие, посчитать невозможно. К сожалению, сейчас этот труд мало оплачивается, хотя было время, когда суфлер работал за 100 рублей в месяц (для сравнения: килограмм мясной вырезки в то время стоил меньше рубля). На данный момент большинство «подсказчиков» работают, не получая за это больших денег.

В эту профессию приходят разными путями, но в основном суфлеры – это бывшие актеры, которые по разным причинам больше не играют на сцене. Ошибочно полагать, что это спокойная профессия. Весь спектакль они находятся в колоссальном напряжении, часто играя вместе с артистами.

В театрах шутят, что суфлер – единственный человек, который не нуждается в подсказках. Действительно, в эпоху новых проектов и постоянной занятости, пожалуй, только суфлер может помочь артисту быстро вспомнить текст. Так, может быть, эту профессию скоро ждет новый подъем.

Смотрите также

Ворон
Московский академический театр сатиры
Драма
1986
118 мин
Игра в фанты
Рязанский государственный областной театр для детей и молодежи
Комедия
1990
92 мин
Диалоги Кармелиток
Московский театр «Геликон-опера»
Драма
2004
146 мин