Тест: угадайте, как отзывались о Петербурге знаменитые иностранцы

Какое здание в Санкт-Петербурге мадам де Сталь сравнивала с собором Святого Петра в Риме, а Александр Дюма — с Бастилией в Париже? Где Льюис Кэрролл увидел «пирамиду сверкающих брызг», а Памела Трэверс — «буйную поросль ангелов, урн, рогов изобилия»? Пройдите наш тест и попробуйте угадать, как иностранные туристы XVIII–XX веков видели Северную столицу.
Вид на Зимний дворец и Дворцовую площадь, Санкт-Петербург. Фотография: Vitas / фотобанк «Лори»
Вид на Казанский собор, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Вид на Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
  1. Что сравнил с венецианским «аналогом» французский путешественник Обри де Ла Моттре?

    «[Сооружение] — это большой корпус или комплекс великолепных и регулярных зданий, напоминающий Арсенал в Венеции… <…> В нем есть большой и хорошо вымощенный двор. <…> Этот двор окружен рвами, очень глубокими и полными воды, а также прочным валом и защищен добрым бруствером. Все [сооружение] тоже окружено таким валом и рвом, и пройти в него можно только по подъемным мостам».
    • Царское Село
    • Петропавловская крепость
    • Адмиралтейство
    • Кронштадтская крепость
  2. О какой петровской задумке писал шведский гость Карл Рейнхольд Берк в Петербурге 1730-х годов?

    «Между Академией
    и [зданием] — всего лишь площадь шагов приблизительно в 200. Прежде Сенат и все коллегии находились на Петербургском острове, но… когда на Васильевском задумали сделать истинный город, заложили и эти государственные здания — числом 12 в одну линию с юга на север; правда, при жизни Петра Первого они закончены не были. Они построены одинаковыми и издалека смотрятся превосходно, но впечатление ухудшается по мере приближения, поскольку замечаешь, что они возведены на петербургский манер, то есть наспех».
    • Академия художеств
    • Здание Коллегий
    • Мариинский дворец
    • Здание Сената и Синода
  3. Эту «церковь» французская писательница мадам де Сталь в 1812 году сравнила с собором в Риме:

    «На следующее утро я побывала в [церкви], построенной при Павле I
    по образцу собора Святого Петра в Риме. Внутренность церкви, украшенной множеством гранитных колонн, прекрасна, однако само здание производит впечатление тягостное именно потому, что напоминает собор Святого Петра, но отличается от него тем сильнее, чем больше создатель его стремился подражать римскому оригиналу. Невозможно построить за два года то, на что у величайших мастеров ушло полтора столетия. Русские желали бы своей стремительностью победить не только пространство, но и время, однако время сберегает лишь то, что на нем же и зиждется, а изящные искусства не меньше вдохновения, кажущегося главным их источником, нуждаются в мысли».
    • Исаакиевский собор
    • Смольный собор
    • Казанский собор
    • Храм Спаса на Крови
  4. Какую достопримечательность Петербурга француз Жак-Франсуа Ансело так описал в письмах к другу в середине 1820-х годов?

    «Здание имеет форму параллелограмма… ряд из 44 колонн дорического ордера, по 10 на фасадах и по 12 на боковых сторонах, образует вокруг здания открытую галерею. <…> Там каждый день в три часа пополудни собираются все русские и иностранные купцы. <…> Перед главным фасадом, со стороны Невы, — прекрасная площадь в форме полумесяца; мостовые, тротуары и парапеты гранитные. <…> На площади у речной пристани высятся две ростральные колонны, украшенные статуями, якорями и рострами кораблей».
    • Таврический дворец
    • Здание Главного штаба
    • Здание Биржи
    • Конногвардейский манеж
  5. О какой «квадратной громаде» так высказывался французский путешественник Адольф де Кюстин в 1840-х годах?

    «Мне странно, что замок, пробуждающий столь неудобные воспоминания, не снесли… <…> Эта квадратная громада, окруженная глубокими рвами, этот замок, овеянный трагическими воспоминаниями, с его потайными дверями и лестницами, вдохновляющими на преступление, имеет величественный вид, что в Петербурге встречается не так уж часто; вдобавок — и это тоже большая редкость — он устремлен ввысь, в отличие от всех прочих здешних построек, распластавшихся по земле».
    • Меншиковский дворец
    • Михайловский замок
    • Аничков дворец
    • Замок Бип
  6. Какую крепость в конце 1850-х годов французский писатель Александр Дюма — старший назвал «Бастилией Санкт-Петербурга»?

    «[Крепость] построена, как все прочие крепости, чтобы быть зримым символом антагонизма между народом и сувереном. Она, несомненно, защищает город, но еще более угрожает ему; она, конечно, была построена, чтобы отражать шведов, но послужила тому, чтобы заточать русских. Это Бастилия Санкт-Петербурга; как и Бастилия Сент-Антуанского предместья, она прежде всего держала в заточении мысль. Ужасной историей была бы летопись этой крепости. Все она слышала, всякое повидала, только еще ничего не раскрыла».
    • Шлиссельбургская крепость
    • Петропавловская крепость
    • Адмиралтейство
    • «Кресты»
  7. В какой из загородных императорских резиденций побывал в конце 1860-х годов английский писатель Льюис Кэрролл?

    «По дороге мы хорошо рассмотрели финский и кронштадтский берег… Когда мы высадились в [резиденции], оказалось, что нас уже дожидается экипаж г-на Муира, и с его помощью… мы обошли и объехали территорию двух императорских дворцов, включая множество летних домиков, каждый из которых сам по себе мог бы быть весьма неплохой резиденцией… Своим великолепием — разнообразной красотой и совершенным сочетанием природы и искусства, я думаю, эти сады затмевают сады «Сан-Суси».
    • Царское Село
    • Ораниенбаум
    • Гатчина
    • Петергоф
  8. О каком «исполинском чуде» на известной площади Ленинграда так рассуждала английская писательница Памела Трэверс в 1930-е годы?

    «Подгоняемые северным ветром, мы сбились в кучу на площади: справа — полукруг солнечно окрашенных зданий, слева исполинское чудо [здания]. Нас окружают два мира: Европа XVIII века и Россия — четкость и дисциплина на одном фланге и варварская необузданность на другом. [Здание] — незабываемое зрелище: буйная поросль ангелов, урн, рогов изобилия. Слава богу, никто не решился призвать их к порядку и не заставлял равняться на строгую заграничную элегантность зданий напротив. Жаль было бы потерять такой контраст!»
    • Михайловский дворец на площади Искусств
    • Здание Сената и Синода на Сенатской площади
    • Московский вокзал на площади Восстания
    • Зимний дворец на Дворцовой площади
  9. Что посетил в Ленинграде лауреат Нобелевской премии
    французский писатель Андре Жид?

    «Я не был в московских антирелигиозных музеях, но в ленинградском, в [здании], был, его золотой купол восхитительно сияет над городом. Снаружи музей выглядит очень хорошо, внутри — ужасно. Большие картины на религиозные темы могут подвигнуть на богохульство — так они безобразны. В самом музее все обходится без грубостей, каких можно было бы ожидать».
    • Соборная мечеть
    • Исаакиевский собор
    • Анненкирхе
    • Петропавловский собор

Автор: Татьяна Григорьева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна