Публикации раздела Традиции

«Фольклор — это сама жизнь»

Хормейстер Надежда Яблокова из Тамбовской области стала лауреатом премии имени А.В. Луначарского в номинации «Лучший работник культурно-досугового учреждения». Премия ежегодно присуждается работникам музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума, который в этом году пройдет с 15 по 17 ноября. О том, в чем заключается ее работа, есть ли будущее у народной песни и почему в этой профессии так важна семейственность, она рассказала порталу «Культура.РФ».

Хормейстер Надежда Яблокова

— Надежда Владимировна, профессия хормейстер для человека неподготовленного звучит немного таинственно. Что вы вкладываете в это понятие?

— Для меня хормейстер — это профессия, которая отражает мою сущность, а не просто является записью в трудовой книжке. Формально я руковожу хором, даже двумя. Но главная моя цель — привлечь людей к народному пению, погрузить их в народное искусство, отшлифованное веками. Я считаю, что этот жанр соединяет в себе самое лучшее, что есть в нашем народе, он доступен всем и, более того, способен объединить людей абсолютно разных поколений.

— Вы считаете, сегодня это возможно?

— Вы знаете, да. По моим ощущениям — как раз сейчас идет достаточно заметное оживление творческого потенциала русского народа. Появилась какая-то внутренняя свобода, если хотите. Мы часто бываем на всероссийских мероприятиях — и я замечаю, как много появилось новых творческих коллективов. Причем речь не идет только о музыке — очень многие стали заниматься декоративно-прикладным творчеством, народными промыслами. Да и в целом людей, выезжающих на фестивали, стало гораздо больше. У нас недавно прошел фестиваль «Атмановские кулачки» — он с 2014 года внесен в Реестр нематериального культурного наследия народов России. Так, несмотря на то, что село Атмановский Угол, где этот фестиваль проходит, — место достаточно отдаленное от областного центра, там можно было встретить участников и зрителей из Воронежа, Москвы, Липецка — даже из Италии люди подходили к нам фотографироваться! Очень интересный фестиваль получился — можно было посмотреть кулачные бои, поучаствовать в конкурсе частушечников, плясунов, гармонистов, поиграть в традиционные игры. Ну и послушать народное пение, конечно же. Все перезнакомились, передружились, нашу «Пчелку» тут же позвали на другой фестиваль — уже в Ельце.

Народный хоровой коллектив «Славянка»

— Помимо детской «Пчелки», вы же еще руководите взрослым хором «Славянка». Как всё успеваете?

— Мне просто повезло, я счастливый человек. Я с детства ощутила, в чем мое призвание, где мне хорошо. Еще и сестра училась в музыкальной школе. Родители поняли, что мне тоже не обойтись без музыки. Уже в общеобразовательной школе я знала, что буду поступать в музыкальное училище, с пяти лет занималась в хоровой студии, а затем и в музыкальной школе. Когда после десятого класса оказалась в Тамбовском музыкальном училище, мой педагог сразу посоветовал идти на хоровое дирижирование — мол, там и петь научишься, и на фортепиано играть, и теорию музыки хорошо знать будешь. Спустя двадцать лет после окончания училища я поступила и закончила Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова по специальности «дирижер академического хора». Мне всегда везло с педагогами, это были прекрасные люди и высококвалифицированные мастера своего дела. Я училась у Анатолия Петровича Хворостова, Тамары Владимировны Цвейгарт, Ивана Анатольевича Серкова, Владимира Васильевича Козлякова, который является руководителем и создателем Тамбовского камерного хора имени С.В. Рахманинова. Училась и работала я всегда с огромным удовольствием, поэтому, скорее всего, и все успевала.

— Желание связать жизнь с народной музыкой тоже из детства?

— Нет, это как раз было неожиданностью. После окончания музыкального училища в 1988 году у меня было свободное распределение и я уехала в Сибирь. В тот момент устроиться в музыкальную школу не получалось, единственная возможность была — отправиться в районный Дом культуры и принять работу с хоровым коллективом, так как он остался без руководителя. Я погрузилась в работу, самостоятельно подбирала репертуар, занималась с коллективом. Потом вместе с семьей вернулась в Тамбовскую область в город Рассказово. Здесь, на родине мужа, нашлась для меня работа в селе Платоновка, где я создала уже самостоятельно народный хор «Славянка». Вот уже более двадцати лет я с этим коллективом, мы исполняем любимые народные песни, сочинения русских и советских композиторов — Пахмутовой, Захарченко, Заволокина. А в 2002 году я уже вплотную приблизилась к фольклору — организовала детский фольклорный коллектив «Пчелка».

Фольклорный коллектив «Пчелка»

— Как вас, молодую выпускницу, приняли в Сибири?

— Хочу сказать, что Сибирь — совершенно особенная земля; место, где сфера культуры всегда считалась очень важной. А хоровое пение особенно ценится. Там и сейчас в Купинском районном Доме культуры, где я работала, успешно развиваются несколько народных коллективов, имеющих звание «народный», «образцовый». Это очень радует. В моем хоре участниками были люди абсолютно разного возраста, профессий; многие из них — переселенцы из Украины, Белоруссии, пронесшие через года любовь к своему родному искусству, а это ведь очень важно. Часто мы собирались вместе помимо занятий, пели. Именно они научили меня любить русскую песню, народное многоголосье. Да и вообще — относились к нам с мужем как к родным детям, помогали во всем.

— Ваш муж работает вместе с вами?

— Да, это мой фундамент, моя основа. И я не единственный пример. Если присмотреться, многие семьи связаны с фольклорными коллективами, это такая специфическая особенность. Фольклор занимает значительную часть жизни, у нас ведь постоянно бывают экспедиции, походы, поездки. Это не то же самое, что вышел на сцену, спел и ушел. Часто бывает, мы целый день в костюмах, с инструментами. Фольклор — это сама жизнь, и тут только вместе. Так что муж работает аккомпаниатором в «Пчелке», играет на гармони. Наши воспитанники любят этот инструмент, с интересом его изучают.

Фольклорный коллектив «Пчелка» в деревне Берёзовка

— Чему, помимо хорового пения и игре на гармони, обучаются участники «Пчелки»?

— Я за комплексный подход. Наша программа нацелена на изучение музыкального фольклора, игры на музыкальных инструментах, хореографии, пения, обрядовых традиций, этнографического костюма. Я считаю, что для нашей Тамбовской области это особенно актуально. Мы живем в Рассказовском районе, где проходила крестьянская война, восстание 1920 года. И здесь очень пострадала именно крестьянская культура, практически все было уничтожено. Мы как можем стараемся приближаться к подлинному, изучить историю этнографических предметов, костюма. Ищем материалы в архивах, нам помогают тамбовские этнографы — например, давно дружим с известным специалистом Людмилой Юрьевной Евтихиевой. Что касается инструментов — учим детей игре не только на гармони, но и на самых разных деревенских инструментах: балалайке, свирели, рожке, гуслях. Такой подход активно развивает детей, обогащает звучание наших произведений.

— Как вы подбираете песенный репертуар? Дети участвуют в обсуждении, высказывают пожелания?

— Да, это очень интересно. Каждый год мы выезжаем в этнографические экспедиции за репертуаром, который нигде не услышишь и не найдешь в печати. Во время поездок дети общаются с носителями традиций, слышат, записывают и воспринимают народное пение. Например, совсем недавно мы были в селе Саюкино. Там пожилые женщины пели духовные стихи — жанр вроде бы не самый веселый. Но дети, когда слышат живое исполнение от старшего поколения, записывают за ними, — воспринимают совершенно по-другому, чем если бы я сама исполнила или сыграла на инструменте это произведение. В живом исполнении всё понимается и воспринимается лучше, понятнее и глубже. Но, конечно, и носителями местных музыкальных традиций нельзя не восхищаться — как они ждут этих встреч с детьми, изучающими фольклор, очень любят их, накрывают столы и поражают гостеприимством, радушием. Дети это чувствуют, и во многом, благодаря такому общению и обоюдному интересу и развивается их любовь к народному творчеству.

Фольклорный коллектив «Пчелка» в Новосибирске

— А кто-нибудь из ваших выпускников последовал вашему примеру, связал свою жизнь с музыкой?

— Да, конечно. Тут ведь как: со стороны иногда кажется, что идет некоторое угасание — и не нужно это никому, и зарплаты невысокие, и сами музыкальные школы изменились. Да, я не спорю, когда я училась, авторитет у музыкальных школ был иной. Но при этом конкурс в нашем музыкальном училище увеличивается в последние годы! И это, конечно, очень радует. Что касается выпускников «Пчелки», то есть уже и преемники. Настя Семьянинова из моего первого выпуска — а это 2012 год — поступила в институт на руководителя этноцентра. Второй выпуск — 2017 год — в этом плане оказался еще богаче. Степан Кочетов играет на баяне и гармони в музыкальном училище, много гастролирует по стране. Ксюша Житенёва и Маша Белова учатся на народном хоровом пении в нашем музыкальном училище. Ребята молодцы, они очень одаренные, и я в них верю. Но этому предшествовала серьезная подготовка. У нас в «Пчелке» две ступени обучения: начальная, с первого по третий класс, где мы изучаем общероссийский фольклор; и вторая ступень — с четвертого до девятого класса. Программа здесь гораздо более насыщенная, с упором на региональный фольклор. С каждым ребенком мы ежегодно готовим индивидуальную программу, дети принимают участие во всероссийских конкурсах, занимают там лучшие места. В этом году мы участвовали в фестивале детского и юношеского творчества «Хоровод традиций» в Крыму, привезли очень много дипломов и кубков. А самое дорогое — это то, что наши выпускники не теряют связь с коллективом, они часто приходят, помогают, принимают активное участие в нашей жизни.

Я глубоко уверена, что русское хоровое пение не исчезнет никогда. Во-первых, это одна из наших основополагающих черт: как может православный народ жить без хорового пения? А во-вторых, благодаря развитию информационных технологий пение — и особенно фольклорное движение — сейчас на волне, информация, новости из различных регионов распространяются очень быстро, многих сегодня волнует родная история и культура. В нашем районе в последнее время образовалось три хоровых коллектива — и люди поют с удовольствием. Причем не только взрослые — хоровое пение очень нравится и молодому поколению.

Фотографии из личного архива Надежды Яблоковой

Беседовала Елена Антонова

Смотрите также

Самобытная Россия: мари
История и культура последних язычников Европы.
Что общего у народной культуры и любви к Родине?
Эксклюзивное интервью с Тамарой Пуртовой — директором Государственного Российского дома народного творчества.
350 лет в изгнании
Как старообрядцы Забайкалья хранят самобытную культуру.