Публикации раздела Музеи

Жизнь «Русского Парнаса»

В этом году Юрий Евтюхин, прежде занимавший пост директора Департамента музеев Министерства культуры РФ, был назначен директором музея-усадьбы «Остафьево». Об истории усадьбы и своих планах на новой должности он рассказал порталу «Культура.РФ».

Главное здание музея-усадьбы «Остафьево»

— Юрий Алексеевич, когда вы первый раз оказались в усадьбе, какое она произвела на вас впечатление?

— Первая мысль была: очень красиво и очень немноголюдно. Мне кажется, усадьба «Остафьево» незаслуженно недооценена: про нее редко услышишь в информационном поле, ее основные посетители — жители близлежащих районов, локальных населенных пунктов. А между тем это уникальное место, сыгравшее важную роль в нашей истории. Она была основана в XVII веке, сменила несколько владельцев, среди которых были и Шереметевы, и Вяземские. Именно здесь, в гостях у сенатора Андрея Вяземского, Николай Карамзин написал «Историю государства Российского»; сюда приезжали Николай Гоголь, Александр Грибоедов. Неоднократно бывал здесь и Александр Пушкин — именно он назвал Остафьево «русским Парнасом». Так что история этого места очень богатая.

Мемориальная карамзинская комната

— Ваша деятельность в Министерстве культуры на протяжении нескольких лет была связана с музеями. Теперь, приступив к руководству «Остафьево», какие основные направления деятельности вы для себя определили?

— Прежде всего, я бы хотел выразить благодарность Анатолию Семеновичу Коршикову, моему предшественнику на посту директора «Остафьево». Сейчас Анатолий Семенович занимает пост советника директора, его опыт на этой должности неоценим. Более 20 лет он руководил музеем и за это время проделал огромную работу. С 2000 по 2016 год здесь велась реставрация. Она была закончена к 250-летнему юбилею со дня рождения Николая Карамзина. Сейчас главный комплекс музея находится практически в идеальном состоянии. Конечно, все нужно поддерживать, но восстанавливать из руин — нет. Поэтому сейчас у нас в приоритете два направления: развитие инфраструктуры этого места и восстановление комплекса зданий суконной фабрики. Она была построена в 1758–1786 годах по приказу купца Козьмы Матвеева, тогдашнего владельца усадьбы. Сейчас от комплекса сохранилось три строения — одно из них, не являющееся объектом культурного наследия, до недавнего времени было жилым; сейчас дом расселен. В настоящее время мы обращаемся с просьбой в Москву (а объект культурного наследия регионального значение «Остафьево» сейчас входит в Новую Москву), чтобы нам отдали это здание для административных целей. Тогда мы сможем отреставрировать все сохранившиеся постройки фабрики.

Здание на ленточном фундаменте суконной фабрики

— А что в инфраструктуре музея-усадьбы вы хотели бы модернизировать?

— Наши планы касаются как раз территории, лежащей между суконной фабрикой и вторым, западным, входом в усадьбу. Одна из главных проблем — отсутствие вместительной парковки. Она есть, но количество машиномест никак не соответствует потенциальному числу посетителей усадьбы в выходной день. Так что в наших ближайших планах — модернизировать западный вход «Остафьево» в начале 2019 года, организовать возле него достаточное количество парковочных мест и открыть сам западный вход. В этом случае посетители смогут с удобством оставить машину и пройти в музей через западный вход, со стороны построек фабрики. Уже сейчас мы облагораживаем территорию, примыкающую к ним, делаем временные дорожки; в планах также — открыть современный сувенирно-книжный павильон и кафе. Кроме того, мы бы очень хотели заново посадить яблони, которые когда-то были в «Остафьево».

Реставрация главного здания музея-усадьбы «Остафьево»

— Какой вы видите экспозиционно-выставочную деятельность «Остафьево» в ближайшие годы?

— В 2016 году, в год 250-летия со дня рождения Николая Карамзина, в музее-усадьбе открылась постоянная экспозиция «Н.М. Карамзин: жизнь и труды». Она располагается непосредственно в тех помещениях, где когда-то жила семья Карамзиных. Помимо этого, вот уже несколько лет готов проект еще одной постоянной экспозиции, на сей раз посвященной Шереметевым и Вяземским. Концепция предполагает значительное финансирование, порядка 40 миллионов рублей, которое пока не было найдено — работаем над этим вопросом. Кроме того, конечно же, мы планируем проводить временные выставки, сейчас идет детальная проработка выставочного плана.

Парадная комната дворца

— Как вы решаете вопрос инклюзивной доступности музея?

— Музей уже сейчас частично оснащен для передвижения лиц с ограниченными возможностями. Так, например, у нас есть пандус для перехода с уровня усадьбы в парк. Кроме того, в самой усадьбе работает лифт для перемещения маломобильных посетителей на колясках. Но, конечно, мы планируем и в дальнейшем делать шаги к созданию еще более доступной музейной среды.

Памятник Николаю Карамзину в Остафьевском парке

— Видите ли вы потенциал «Остафьево» в том, что касается проведения музыкальных фестивалей, каких-то кросс-культурных мероприятий?

— Конечно, потенциал усадьбы огромный. Важно при этом соблюдать баланс между интересами посетителей и сохранением исторической и культурной уникальности места. Но вообще мы бы хотели, чтобы «Остафьево» перестало быть местом, куда посетители из регионов, не из Москвы, приезжают лишь на тематические мероприятия — пушкинские дни, дни Карамзина в декабре. Очень хотелось бы сделать «Остафьево» максимально открытым и интересным для всех.

Фотографии предоставлены сотрудниками музея-усадьбы «Остафьево»

Беседовала Елена Антонова

Смотрите также

Загадки Царицыно
Что скрывает усадьба, в которой отказалась жить Екатерина II.
Усадьба Абрамцево в русской культуре
Как один дом объединил Аксакова и Гоголя, Репина и Васнецова.
Версаль Петра Великого
Дворцы и фонтаны — собрали главные места Петергофа, которые обязательно нужно посетить.