Мифы и легенды о Байкале

Аудиоверсия: Мифы и легенды о Байкале
00:00
Курыкане, якуты, эвенки и буряты, населявшие в разное время берега Байкала, поклонялись ему, зная загадочную силу и своевольный нрав озера. Здесь случались волнения, штормы и даже землетрясения: в новогоднюю ночь с 1861 на 1862 год, под воду Байкала ушло 200 квадратных километров суши. В то же время Байкал всегда оставался «кормильцем», «батюшкой» и «местом силы» для коренных народов этих мест. Вспоминаем бурятские легенды и научные факты о суровом «сибирском море».

Откуда пошло название «Байкал»

Подача поезда на ледокол. Озеро Байкал, Иркутская область. Начало ХХ века. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
Деревня Баргузин. Озеро Байкал, Иркутская область, 1904–1910 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
По-бурятски это озеро называется Байгаал-далай. Монгольское слово «далай» — «океан», «великий» — указывает и на размеры, и на святость Байкала
(по аналогии с далай-ламой). По преданию кабанских бурят, живущих на восточном берегу озера, однажды земля в этом месте содрогнулась, и появилась трещина с пылающим в ней огнем. Боги не вняли молитвам испуганных людей, тогда они воскликнули: «Бай, гал!» — «Огонь, остановись!» Огонь стал затухать. Постепенно трещина заполнилась водой и осталась в памяти народа под именем Байгаал.
Озеро действительно образовалось на месте тектонического разлома — гигантской трещины в земной коре. По мнению ученых, название могло произойти от тюркского Бай-Куль (Богатое озеро), монгольского Байгал (Богатый огонь) и даже от китайского Бэйхай (Северное море). Русские первопроходцы
, проникшие в эти земли в XVII веке, сначала использовали эвенкийское название — море Ламу. И лишь позже позаимствовали бурятское наименование, которое стало произноситься на русский манер — Байкал.

Байкал живой

Кирилл Соколов. Пейзаж из серии «Байкал». Середина 1960-х годов. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская область
Кирилл Соколов. Пейзаж из серии «Байкал». Середина 1960-х годов. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская область
Местные жители не называют Байкал озером, только уважительно — морем. Придя на берег, с Байкалом следует поздороваться. Купаться не воспрещается, но в священной байкальской воде нельзя мыться и стирать одежду, а также мыть машину. Нельзя плевать в воду или что-то в нее бросать.
Экосистема озера действительно очень хрупкая. Здесь обитает 2635 видов растений и животных. Более 1000 их них — эндемики, то есть встречаются только на Байкале. В последние десятилетия экологическая ситуация вызывает серьезные опасения ученых: началось обмеление, в прежде идеально чистой воде находят следы человеческой деятельности. С 2011 года массово гибнет уникальная губка — главный очиститель байкальской воды.

Жертвоприношения на берегу

Александр Почежерцев. Будни шамана. 2006. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова, Курган
Андрей Щербаков. Возвращение и смерть шамана (фрагмент). 2006. Сургутский художественный музей, Сургут
Согласно верованиям бурят, в каждой местности обитают свои духи. Для самых сильных из них сооружают обоо — пирамиду из камней, возле которой совершают жертвоприношения. В качестве жертвы выступают сладости и молочные продукты, монеты, хлеб, завязанные полоски ткани, жгуты благовония. По сей день по берегам Байкала и в горах региона можно увидеть возвышения из камней и привязанные к веткам ритуальные шелковые шарфы. Местные СМИ уверяют, что современные шаманы
категорически против использования в ритуалах алкоголя: духи гневаются, когда люди употребляют его сами или предлагают обитателям тонкого мира.

Легенда об Ангаре и Енисее

Александра Мадиссон. Ангара. 1969. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Александра Мадиссон. Ангара (фрагмент). 1960–1970-е годы. Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк
Самая известная легенда об этих краях связана с образованием реки Ангары.
Было у старого богатыря Байкала 336 сыновей и единственная дочь Ангара, которую он прятал на морском дне. Когда пришло время Ангаре выйти замуж, отец задумал отдать ее за соседа Иркута. Но чайка, прилетевшая издалека, рассказала девушке про красивого богатыря Енисея, и зажглось сердце Ангары любовью. Она обманула отца, пробила горный хребет и вырвалась из моря. Обнаружив побег, Байкал в ярости кинул вслед дочери скалу, которая стоит у истоков Ангары и которую люди прозвали Шаман-камнем.
Считается, что в Байкал действительно впадает 336 рек и ручьев — именно столько насчитал в XIX веке исследователь Сибири Иван Черский. Экспедиция же 2012 года выявила 297 водотоков. Однако однозначную цифру назвать сложно: водотоки бывают постоянными и временными, протекающими по поверхности земли и подземными. Гидрографы полагают, что непосредственно в Байкал впадает примерно 500 рек и ручьев, а питает всю эту систему свыше 13 тысяч водотоков. Вытекает из озера единственная река — Ангара. Сливаясь с Енисеем, она несет байкальские воды в Северный Ледовитый океан. По сравнению с Байкалом Ангара очень молода — ей не более 60 тысяч лет. Возраст самого Байкала оценивают в 20–25 миллионов лет, хотя эта цифра оспаривается. Если она подтвердится, то Байкал официально станет самым древним озером на нашей планете.

Со дна — в царство мертвых

Владимир Пинигин. Коряга. Из серии «Рыбаки Байкала». 1959. Музейно-выставочный центр Забайкальского края, Чита
Владимир Пинигин. Прощание. Из серии «Рыбаки Байкала». 1959. Музейно-выставочный центр Забайкальского края, Чита
Буряты верили, что на дне Байкала есть бездонная пропасть, связывающая его с Северным Ледовитым океаном, а по другой версии — ведущая в место, где скитаются грешные души. Холодный северный океан был в представлении людей древности воплощением страшного загробного мира. Старики рассказывали, как в Байкале находили то, что затонуло в Ледовитом океане. И, наоборот, то, что утонуло в Байкале, могло попасть в океан через подземный тоннель. Многие наблюдали, как над тоннелем закручивалась водная воронка и затягивала проплывающие поблизости лодки.
Воронка на поверхности озера действительно иногда появляется — ученые до сих пор не могут найти объяснения этому явлению. По одной версии, это вода стремительно заполняет резко возникающие локальные провалы дна. По другой — воронку образуют встречающиеся течения. Согласно современным данным, самое глубокое место (1642 метра) Байкала находится недалеко от острова Ольхон
, как раз там, где представляли себе бездонную пропасть древние люди. Максимальные глубины и наибольшее количество «мистических» мест сосредоточены у западного побережья Байкала: именно здесь проходит тектонический разлом, в результате которого и появилось озеро.

Лебеди Ольхона

Виталий Смагин. Ольхон. 2003. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Виталий Смагин. Ольхон. 2010. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Ольхон — самый крупный и единственный обитаемый остров на Байкале — считается местом, где родились первые шаманы этих мест. В 1990-е годы бурятские шаманы признали остров «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». С Ольхоном связано огромное количество мифов. Самый романтичный из них рассказывает, как появились хори-буряты — одно из четырех бурятских племен. Их прародитель, охотник Хоридой, жил на Ольхоне. Однажды он увидел на берегу трех лебедей, которые, скинув крылья, превратились в прекрасных дев. Хоридой украл крылья одной из них, девушки по имени Хун-шубуун. Она стала женой охотника, родила ему шесть дочерей и одиннадцать сыновей, которые и дали начало одиннадцати хоринским родам. Но сердцем Хун-шубуун всегда стремилась домой и на старости лет попросила мужа позволить ей примерить крылья. Надев их, Хун-шубуун снова стала лебедем и улетела в родной небесный чертог. А ее потомки в знак уважения по сей день окропляют небо, брызгая вверх молоком или чаем, когда над ними пролетает стая диких лебедей.
Первые письменные сведения о бурятах относятся к XII веку — уже тогда они жили в Забайкалье. Предполагается, что их предки изначально проживали именно на восточном берегу, а позже расселились южнее и западнее Байкала.

Мыс Рытый — проклятое место

Л.З. Гимназдинова. Зимним днем. Из серии «По Ольхону». 2019. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа
Л.З. Гимназдинова. Однажды загаданное. Из серии «По Ольхону». 2019. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа
Жители побережья севернее Ольхона стараются обходить стороной необитаемый мыс Рытый и примыкающую к нему каменистую долину реки Риты. По рассказам местных, все, кто селился здесь, рано умирали. Сергей Волков в книге «По Байкалу» приводит легенду о том, как между эвенками, бурятами и якутами разгорелся спор. Три племени не могли поделить долину, по которой проходила граница между их землями, и каждое выдвинуло на битву шамана и богатыря. Несколько дней бились три шамана и три богатыря, но никто так и не смог победить. Однако сражение разбудило обитавшего в долине духа злобного Ухэр-нойона — хранителя верховий реки Лены. С тех пор злой дух наказывает всякого потревожившего его.
Ученые говорят, что река Рита, приближаясь к Байкалу, уходит под землю, то есть, в представлении древних людей, прямиком в загробный мир. Долина реки пролегает по разлому земной коры. В этих местах отмечается аномальное магнитное поле, часто бывают землетрясения, случаются оползни и сели. Вдобавок к геологическим аномалиям здесь наблюдается редкое атмосферное явление — оптическая линза. Под влиянием северо-западного ветра воздух становится таким чистым, что линия горизонта отодвигается на расстояние до 150 км. Отсюда можно отчетливо видеть огонь на противоположном берегу в 55 километрах, и вершины гор, находящиеся в 100 километрах от Рытого.

Следы древней цивилизации на утесе Саган-Заба

Афанасий Осипов. Наскальные рисунки. 1964. Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск
Виталий Губарев. Залив Саган-Заба (фрагмент). 2000. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Название утеса, расположенного на западном берегу, переводится с бурятского языка как «белая скала»: Саган-Заба действительно выделяется по цвету из ряда прибрежных скал. Буряты считали это место обиталищем сильных духов. По легенде, в одной из тайных пещер утеса спрятано золото, которое духи решили оставить себе. Его вез китайский караван, но из-за непогоды люди не смогли переправиться через Байкал по воде и схоронили золото в потайном месте, чтобы потом забрать его. Однако так за ним и не вернулись.
Сохранились описания таинственной пещеры, но найти ее до сих пор не удалось. Зато в 1881 году на утесе обнаружили наскальные рисунки древних людей. По композиции, манере письма и разнообразию сюжетов они стали самыми сложными из всех известных наскальных рисунков на территории от Урала до Тихого океана. Самые ранние из них датированы концом второго тысячелетия до нашей эры.

Священная гора Бархан-Уула

Александра Мадиссон. Сияние Байкала (фрагмент). 1981. Горнозаводский краеведческий музей им. М.П. Старостина, Горнозаводск, Пермский край
Александра Мадиссон. После грозы (Байкал) (фрагмент). 1976. Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк
На восточном берегу Байкала высится гора Бархан-Уула, охраняющая с севера буддийское учение. Упоминания о ней встречаются не только в местном фольклоре, но и в тибетских письменных источниках. В последних говорится, что в Бурятии
и Монголии есть пять мест, где обитают главные духи, и самое северное из них — это как раз и есть живописная гора Бархан-Уула.
Сегодня на гору приходят и буддисты
, и шаманисты, чтобы поклониться духам. Считается, что поднявшийся на Бархан-Уула человек в течение года будет чувствовать в себе особую силу. На скалах можно рассмотреть фигуру Будды, но она открывается лишь тем, кто ведет праведную жизнь.
Бархан-Уула — одна из главных вершин Баргузинского хребта, ее высота составляет 2514 метров. У бурят горы традиционно считались местом обитания самых сильных духов. По горам проводили границы, горы защищали родные земли от врагов. Уходя пиками в небо, именно горы были дорогой к божественному миру.

Автор: Екатерина Гудкова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна