От иконы — к шкатулке

Палех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.
Крестовоздвиженский кафедральный собор. Палех, Ивановская область. Фотография: Наталия Румянцева / фотобанк «Лори»
Крестовоздвиженский кафедральный собор. Палех, Ивановская область. Фотография: Наталия Румянцева / фотобанк «Лори»
Церковь Илии Пророка. Палех, Ивановская область. Фотография: Валерий Смирнов / фотобанк «Лори»
В традициях первых мастеров. «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты
. В основе палехского стиля
 — традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.
Иконописные корни палехской росписи. В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля
, Троице-Сергиевой лавре
и в Новодевичьем монастыре
.
Новое время, новые образы, новый промысел. После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских
. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок
, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами
.
Галина Бурцева. Шкатулка «Отчий дом». 1978. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова, Курган
Ирина Ливанова и Вадим Зотов. Шкатулка «Пейзаж». 1979. Государственный музей Палехского искусства, Палех, Ивановская область
Борис Ермолаев. Шкатулка «Лето в Палехе». 1986. Государственный музей Палехского искусства, Палех, Ивановская область
«Артель древней живописи». Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький
, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.
Таланты и поклонники. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов
, Николай Лесков
, Антон Чехов
. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте
. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее
. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.
Династии и секреты промысла. Славилась артель своими династиями
. Секреты мастерства — дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий — Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов — художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука — Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.
Мировое признание. Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук
. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.
Александр Куркин. Панно «Что так жадно глядишь на дорогу». 1970. Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбург
Ноэль Бахирева. Шкатулка. 1957. Государственный музей Палехского искусства, Палех, Ивановская область
Геннадий Кочетов. Пластина «Палех — русское село». 1978. Государственный музей Палехского искусства, Палех, Ивановская область
Краски Палеха не для батальных сцен. Так уж сложилось, что Палех — все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы
. Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе
, Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны
. Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» — как называли Палех.
Таинство создания краски. Издавна в Палехе писали темперой. Делали краску дедовским способом — на яичном желтке. Добиваясь «глубины, светоносности и стойкости». Разводили столовым уксусом или квасом. Кисти палехских художников — ручной работы. Магазинные, даже беличьи — слишком непослушные. Так что и современные мастера, даже покупая готовые краски, кисти все же собирают вручную — волосок к волоску. Для работы с листовым золотом мастера используют специальную кисть — лампемзель, изготовленную из кончика беличьего хвоста.
Музеи Палеха. 14 тысяч экспонатов и шесть отдельных коллекций. Музей палехского искусства
был открыт 80 лет назад по инициативе Максима Горького. За десятилетия экспозицию составили лучшие произведения палехских мастеров. Стал музеем и дом одного из основоположников палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова
. Музей-мастерская Николая Дыдыкина
рассказывает о старинном палехском роде иконописцев, из которого вышел и скульптор — автор памятника Пушкину у Музея-квартиры поэта
в Петербурге. Из Палеха пошло мастерство Павла Корина. В Москве работы художника может увидеть любой — на станции метро
«Новослободская». В палехском доме
академика живописи собрана редкая коллекция икон.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна