Наш ответ Джейн Остин: сестры в русской классике

Все любители романов английской писательницы Джейн Остин знают, как много места там отводится сестринской любви и дружбе — вспомним «Гордость и предубеждение», «Разум и чувство». А как описывается это чувство в русской классике? Вспомним всех сестер поименно вместе с Софьей Багдасаровой.

Пушкин: Татьяна и Ольга Ларины

Кадр из фильма-оперы Романа Тихомирова «Евгений Онегин» (1958)
Кадр из фильма-оперы Романа Тихомирова «Евгений Онегин» (1958)
Кадр из фильма-оперы Романа Тихомирова «Евгений Онегин» (1958)
Два элегантных господина из столицы приезжают в провинцию, где их сразу начинают прочить в женихи местным барышням. Один — гордый и неприступный, предназначен автором в пару сестре умной и замкнутой, второй — веселый и жизнерадостный, ищет любви сестры с таким же открытым характером. Это завязка любовных историй Дарси и Бингли или же Онегина и Ленского
?
Действительно, на первый взгляд сходство велико — героини Остин и Пушкина
даже носят одинаковые платья по ампирной моде с высокой талией. Недаром британцы в 1998 году даже сняли экранизацию «Онегин» в духе своих костюмных фильмов Би-би-си. Но настоящего духа сестринской любви в русском романе нет: Ольга и Татьяна показаны столь разными и характером, и умом, что дружба между ними немыслима.
Наша оценка: три.
Темная сторона: в другом произведении Пушкина — «Сказке о царе Салтане» — показан худший пример отношений сестер. Лучше ему не подражать, а то можно остаться без глаза!

Достоевский: Александра, Аделаида и Аглая Епанчины

Кадр из художественного фильма Ивана Пырьева «Идиот» (1958)
Кадр из художественного фильма Ивана Пырьева «Идиот» (1958)
Кадр из художественного фильма Ивана Пырьева «Идиот» (1958)
Пожалуй, самые идеальные русские барышни-сестры описаны в романе «Идиот»
. Три дочери генерала Епанчина «замечательно любили друг друга и одна другую поддерживали», были скромны, занимались живописью и музыкой, прочитали так много книг, что об этом говорилось «с ужасом». Вдобавок они были хороши собой и обладали немалым приданым.
Чтобы подчеркнуть их сходство, Достоевский даже придумывает им всем имена, начинающиеся на одну букву. В дальнейшем у сестер возникают какие-то сердечные проблемы, появляются неудачные женихи и мужья. Но автору явно не очень интересно ими заниматься, ведь у него есть целая Настасья Филипповна.
Наша оценка: четыре.
Темная сторона: зато братской «любви» Достоевский посвятил целый роман — разумеется, «Братья Карамазовы»
!

Лев Толстой: Наташа и Вера Ростовы, Кити и Долли Щербацкие

Кадр из художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965–1967)
Кадр из художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965–1967)
Толстой
написал самые «семейственные» романы русской литературы — «Войну и мир»
и «Анну Каренину»
. Родословное древо персонажей первого состоит из девяти семейств и насчитывает около 40 живых персонажей и примерно столько же покойных. В «Анне Карениной» — шесть семей и три десятка живых героев, связанных родственными связями. Казалось бы, описывай любые виды семейной любви — но нет, Толстого интересует совсем иное.
Вера Ростова нужна автору только для контраста с сестрой (как и Ольга Ларина Пушкину). Если Толстой и вспоминает о ней, то чтобы подчеркнуть, какая она холодная, бездушная, расчетливая. Это избыточность: прелесть Наташи ему удалось показать и без сравнения с сестрой. Недаром из большинства экранизаций Вера исчезла безо всякого вреда для развития действия. Кити Щербацкая и Долли Облонская — обе положительные героини, но, как ни странно, Толстой практически не дает им ни общих сцен, ни общих эмоций. У них есть и третья сестра Натали, но о ней вообще никто не вспоминает.
О том, что Толстой все-таки не был избирательно слеп к этому спектру эмоций, свидетельствует лишь эпизод «Войны и мира». Там есть целый букет стареющих барышень, сестер Мамонтовых, во главе со старшей княжной Катишь. Незамужние и несчастные, они объединены общей судьбой, печально ждут наследства и перемен, однако младшая все-таки не забывает «случайно» попадаться Пьеру в коридорах.
Наша оценка: три.
Темная сторона: зато Толстому, который вырос с братьями и одной сестрой, очень хорошо удается показать взаимоотношения между разнополыми детьми. Так трогательна любовь Андрея Болконского к княжне Марье! Но особенно ему удаются взаимоотношения между не очень хорошими с моральной точки зрения персонажами — это сообщничество и взаимовыручка Элен и Анатоля, Анны и Стивы.

Чехов: Ольга, Маша, Ирина Прозоровы

Кадр из художественного фильма Самсона Самсонова «Три сестры» (1964)
Кадр из художественного фильма Самсона Самсонова «Три сестры» (1964)
Наконец! Произведение под названием «Три сестры»
просто обязано содержать правильное и глубокое описание взаимоотношений героинь. Джейн Остин бы одобрила: тут и провинциальные барышни, и поиски выгодного жениха, и желание переменить судьбу, и даже дуэль — пусть все это и сдобрено традиционной русской безысходностью.
Отвечая требованиям нового века, Чехов наделяет своих героинь волевыми характерами: одна из сестёр делает карьеру и становится начальницей гимназии, а вторая — сдает экзамены на учительницу.
Наша оценка: пять.
Темная сторона: а вот в рассказе «Дом с мезонином» старшая сестра, которая работает и придерживается либеральных идей, вместе с матерью разлучает младшую сестру (мягкую и безыдейную) с влюбленным в нее автором.

Алексей Толстой: Катя и Даша Булавины

Кадр из художественного фильма Григория Рошаля  «Хождение по мукам» (1957)
Кадр из художественного фильма Григория Рошаля  «Хождение по мукам» (1957)
Кадр из художественного фильма Григория Рошаля  «Хождение по мукам» (1957)
Первый том трилогии «Хождение по мукам»
так и называется — «Сестры» и посвящен дореволюционному, петербургскому периоду их жизни. Алексей Толстой
точно и нежно описывает взаимоотношения между старшей и младшей, помощь и покровительство, которое замужняя дама оказывает приехавшей из провинции юной девушке, пробуждение чувств и познание мира. А в последующих томах — их любовь и взаимовыручку в страшные годы Гражданской.
Толстой точен не только в описании сестринской любви, но и всей палитры эмоций в семье. Недаром Даша там как-то восклицает: «Ни одного человека нельзя так ненавидеть, как отца!»
Наша оценка: пять.
Темная сторона: очень хорошо получилось у Алексея Толстого выписать ненависть и страх между единокровными Петром I
и царевной Софьей в его романе «Петр Первый».

В ХХ веке создаются и другие романы. Александр Грин
сочинил роман «Джесси и Моргана»
, где старшая некрасивая сестра смертельно ненавидит красавицу младшую и старается ее извести. Книги под названием «Сестры» написали Викентий Вересаев (про жизнь в 1920-е) и Дмитрий Мамин-Сибиряк (про Урал).
Но гораздо интереснее произведения, в которых описываются реальные сестры, жившие в первой половине ХХ века: сестры Суок, сестры Синяковы и, конечно Лиля Брик
и Эльза Триоле. Начать можно с книги Катаева «Алмазный мой венец», многочисленных исследований о Маяковском
или лучше с биографии Виктора Шкловского из серии ЖЗЛ, написанной Владимиром Березиным.
Закончим наш список стихотворением Михаила Кузмина: «Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было…» — про то, какими разными могут быть человеческие судьбы.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна