Фигуры на полях. Рисунки Достоевского к его рукописям

Федор Достоевский часто рисовал на полях своих рукописей и в записных книжках. Кого и что изображал писатель? Смотрим наброски и угадываем известных философов и персонажей романов, рассматриваем готические арки и необычный почерк русского писателя.

Персонажи произведений

Рисунок к рукописи «Идиот»
Групповой портрет
Рисунок к рукописи «Братья Карамазовы»
Достоевский
рисовал грифелем, иногда — чернилами. Первые наброски в его черновиках появились на полях «Записок из Мертвого дома», но больше всего сил Достоевский потратил на «Преступление и наказание»
. Он рисовал Родиона Раскольникова, Аркадия Свидригайлова, Соню Мармеладову, Порфирия Петровича и других героев романа.
Образы героев складывались не сразу. В черновиках романа рядом с описаниями Раскольникова, его сестры и матери встречались, например, портреты самого Достоевского, матери и сестры писателя.
Много рисунков и в других рукописях: романе «Идиот»
, «Братья Карамазовы»
, «Бесы»
. О некоторых из них исследователи спорят до сих пор: непонятно, изображены ли на полях персонажи произведений или кто-то из знакомых Достоевского.

Белинский и Наполеон

Петр Первый
Шекспир и «Бесы»
Рене Декарт
Писатель рисовал не только персонажей своих произведений. Он делал наброски к портретам своих современников — Белинского, Тургенева
, и любимых писателей — Бальзака и Сервантеса
. Достоевский рисовал и правителей: Петра I
и Николая I
. Наполеона III и Наполеона Бонапарта.
Появлялись в рукописях портреты философов: продумывая образ каждого персонажа, писатель размышлял о разных идеях. Так на страницах «Преступления и наказания» появляется портрет Канта, который рассуждал о нравственном законе. Некоторые описания князя Мышкина похожи на изображения Рене Декарта, которому принадлежит фраза «Я мыслю, а значит, существую». Среди описания героя «Подростка» можно встретить портрет Вольтера, а изображениями Шекспира
пестрят страницы «Бесов». Однако о том, кого из героев Достоевский представлял в образе английского поэта, можно только гадать.

«Бесовская» готика

Рисунки на полях «Бесов»
Рисунки на полях «Бесов»
Рисунки на полях «Бесов»
Кроме портретов в «записных книжках» Федор Достоевский рисовал городские пейзажи, архитектурные элементы: шпили, башенки, особенно часто — стрельчатые окна. В рисунках писателя можно узнать стреловидные арки и витражи Нотр-Дама, Кельнского, Миланского и других готических соборов Европы. Достоевский видел их, когда путешествовал по Европе. Особенно много подобных рисунков на полях «Бесов», хотя действие романа происходит в небольшом губернском городе.
В юности Федор Достоевский окончил Главное инженерное училище Санкт-Петербурга. Здесь будущий писатель делал первые наброски зданий, изучал историю архитектуры. Достоевский сохранил любовь к строительному искусству на всю жизнь, а особенно — к готическому
архитектурному стилю.

Особый почерк каждой рукописи

Каллиграфия в рукописях Достоевского
Каллиграфия в рукописях Достоевского
Каллиграфия в рукописях Достоевского
Федора Достоевского можно назвать мастером изящного письма: среди его рукописей и записных книжек есть целые страницы, где писатель тренирует руку в каллиграфии. Достоевский писал разными почерками: стили письма плавно меняются от одной записной книги к другой. Иногда он писал крайне неразборчиво, внешне текст напоминал колючую проволоку. А иногда его почерк был настоящим образцом художественного мастерства каллиграфии.
У каждой рукописи Достоевского — свое лицо. Рисунки или упражнения в каллиграфии не были для писателя простым увлечением. Сюжеты его графики и разные почерки отражали его эмоциональное состояние: с помощью этих визуальных приемов писатель создавал характер будущего произведения.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна