Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Ильин день. Праздник грозы и первого урожая

Народный праздник Ильин день приходится на 2 августа (20 июля по старому стилю). Что означает этот день и как его отметить по древнерусским традициям.

ИЛЬЯ-ГРОМОВЕРЖЕЦ

История пророка Илии рассказана на страницах Ветхого Завета. Святой жил в Израильском царстве в IX веке до Рождества Христова, обладал властью над силами природы и был ревностным служителем Господа Яхве.

На Руси культ Илии зародился также до принятия христианства. Пророку, который был властителем воды и огня, молились чаще, чем многим славянским богам, даже громовержцу Перуну. Земледельцы просили у «плододавца» Ильи дождя во время вызревания хлеба, хорошего урожая. К нему с молитвами об удачном замужестве обращались девушки на выданье. К XVII веку в каждом русском городе была церковь, посвященная Илье-пророку, а в Новгороде их было даже восемь. Древнейший храм на территории России, посвященный Илье-пророку, построен в Х веке и находится на территории Карачаево-Черкесского музея-заповедника.

ГУЛЯНЬЯ В «ГРОЗНЫЙ ПРАЗДНИК»

Ильин день называли «грозным» праздником. Если 2 августа начиналась гроза, говорили, что «Илья громы и грозы держит», «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу на колеснице ездит». Двери и окна плотно закрывали, во двор в качестве громоотвода выбрасывали ухват, клюку или сковородник. Всю порожнюю утварь переворачивали, чтобы гонимая стрелами Ильи «нечистая сила» не спряталась в избе и не привлекла в дом грозу. Но если уж возник пожар, зажженный «небесным огнем», тушить его считалось грехом.

Отмечать Ильин день часто начинали заранее: прекращали полевые работы, пекли обрядовое печенье. В Ильин день устраивали братчину — коллективную трапезу, крестный ход, массовые гулянья. В Псковской области их называли «ярманки». На улицах играли на народных инструментах — гармони, балалайке, гуслях, тальянке, дудках. В Коми в Ильин день женщины открывали сезон игры на чипсане — разновидности флейты Пана. А в Пермском крае 2 августа «закрывали сезон» весенне-летней игры на семиствольных флейтах-пэлянах.

На гуляньях водили хороводы, пели и танцевали. У псковских мужчин существовал особый вид пляски — ломание. Иначе этот танец назывался «ломать веселого»: под наигрыш на гармони мужчины входили в подобие транса, а затем переходили к обрядовым боям.

ИЛЬИН ДЕНЬ — КОНЕЦ ЛЕТА И НАЧАЛО ЖАТВЫ

C праздника святого Илии лето по народному календарю начинает идти на убыль: «На Илью до обеда лето, а после — осень», «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «Петр и Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок», «Илья лето кончает — жито зачинает». Сразу после Ильина дня (а в некоторых районах — в сам праздник) крестьяне приступали к жатве. В северных районах Псковщины вечером 2 августа хозяйки выходили в поле, чтобы сделать из трех колосков или трех пясток (пучков колосьев) крест и оставляли его на поле. В деревне Мутовозово Пустошского района в первый день жатвы пекли каравай, затем молились и отправлялись в поле на работу, оставляя хлеб с солью на столе. Жатва хлеба сопровождалась многочисленными обрядами и особыми жнивными песнями: их пели и перед началом трудового дня, и в поле, и на отдыхе. Они помогали жнецам не сбиваться с ритма во время работы и меньше уставать.

Жнивная песня «Соловейко, не летай по полю» в исполнении У.В. Поздняковой и Е.В. Поздняковой из д. Борисково Невельского р-на Псковской обл.


Первые скошенные на Ильин день колосья по обычаю несли в дом и ставили за иконами в красный угол — «божницу». Позже их освящали на Спасов день (19 августа) и обмолачивали: эти зерна по традиции обязательно сеяли на следующий год.

А еще считалось, что первые колоски обладают целительной силой. На севере Псковской области жнецы из девяти ржаных колосьев сплетали себе пояс. А когда был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Это должно было помочь от болей в спине: «Как нива ни баитца жина, так спина не бойся реза».

Чтобы задобрить Илью-пророка и отблагодарить его за посланный урожай, на поле оставляли клочок нескошенной ржи. Этот обряд назывался «завивание бороды»: колосья связывали в пучок и наклоняли к земле, а под них клали кусочек хлеба, приговаривая: «Вот тебе, Илья, борода — на лето уроди нам ржи и овса», «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Он будет посвящен событиям XVII века.

Подробнее

Познакомиться с коллекцией музея можно во время виртуальной экскурсии.

Подробнее

Посетители смогут «услышать» повседневную жизнь императорской резиденции.

Подробнее

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть