Театральный маршрут c Григорием Заславским

Известный театральный критик советует какие театры России и какие спектакли нужно обязательно посетить каждому культурному зрителю.
С Москвой всё, кажется, и так понятно. Москва — театральная столица мира, хотя и тут есть опасность попасть на что-то, мягко говоря, не самого высокого качества. С Петербургом тоже всё более или менее очевидно по части театра. Есть Мариинский театр
, где дирижирует Валерий Гергиев
. И если он стоит за дирижерским пультом, можно идти в театр безбоязненно, а вот в других случаях рекомендую все-таки отдать предпочтение Михайловскому театру
. Есть в Петербурге Александринский театр
, которым руководит Валерий Фокин, и его спектакли стоит смотреть всегда: даже те, которые критики не считают в итоге большими удачами режиссера, тем не менее интересны и часто любимы публикой. Есть Театр имени Ленсовета
, где идут спектакли Юрия Бутусова
. Они часто пугают своей длительностью, но то, что это не будет зря потраченное время, как говорится, факт.
Конечно, Малый драматический театр — Театр Европы
Льва Абрамовича Додина. Если они играют — то точно надо идти и смотреть…
Но есть же и другие города, куда время от времени забрасывает командировочная жизнь, и там тоже имеются театры, часто — неплохие, а уж хорошие и даже порой выдающиеся актеры — достояние почти всякого областного театра с историей.
Помню, однажды жизнь забросила меня в Вышний Волочёк, город с уникальной историей, уникальной системой каналов, когда-то делавшей его похожим на настоящую Венецию. Когда я в него попал, из развлечений оставались только театр и стриптиз, да и то — стриптиз только по пятницам, а вот театр работал три раза в неделю. До революции был еще и кинотеатр, но до наших дней он, к сожалению, не дожил.
Так вот. Театр очень часто лучше стриптиза.
К примеру, в Ярославле
имеет смысл смотреть не только Кремль
и музеи, но непременно задержаться и сходить в первый русский театр
, основанный когда-то первым русским актером Федором Волковым. Теперь театром руководит Евгений Марчелли, и его спектакли точно заслуживают внимания — не только экспертов и жюри «Золотой маски», которая их выбирает и приглашает в Москву регулярно. «Пьеса без названия» Чехова
, недавняя премьера «Месяца в деревне», «Зеленая зона», «Дом Бернарды Альбы»
Сцена из спектакля Евгения Марчелли «Зеленая зона». Театр драмы имени Федора Волкова, Ярославль. Фотография: <a href="https://volkovteatr.ru/repertoire/curent/zelenaya_zona/" target="_blank">volkovteatr.ru</a>
Сцена из оперетты Константина Листова «Севастопольский вальс». Пензенский областной драматический театр им. А.В. Луначарского, Пенза. Фотография: <a href="https://www.penzateatr.ru/spectacles/default/view/id/72" target="_blank">penzateatr</a>
Сцена из спектакля Евгения Марчелли «Месяца в деревне». Театр драмы имени Федора Волкова, Ярославль. Фотография: <a href="https://volkovteatr.ru/repertoire/curent/mesyac_v_derevne/" target="_blank">volkovteatr.ru</a>
Или вот — Нижний Новгород
, еще одна столица России. Там вполне традиционный театр, Нижегородская драма
, где идет «Дядя Ваня»
в постановке московского режиссера Валерия Саркисова. В роли Астрова — их первый, думается, сегодня актер, Сергей Блохин, а профессора Серебрякова играет народный артист России Георгий Демуров, и это высокий класс игры, даже высочайший.
Там же в минувшем сезоне Елена Невежина поставила «Павла Первого» Дмитрия Мережковского, и там же идет спектакль по пьесе Ольги Михайловой «Третья правда».
В Рязани
недавно вышел «Король Лир» в постановке московского режиссера Гульнары Галавинской. В роли Лира — Александр Зайцев.
В Рязани, кстати, есть еще хороший Театр кукол
, где идут спектакли не только для маленьких, но также и для больших, и что самое интересное — зал заполняет в таких случаях именно взрослая публика. Вот, например, из хорошего и интересного там — «Снился мне сад…» по Чехову, «…и наказание» по Достоевскому
. Оба спектакля — с набором наград, собранных на разных хороших фестивалях.
В Кирове бывший детский театр давно уже называется Театром на Спасской
. Там не так давно я увидел совершенно замечательный спектакль «Мюнхгаузен», который не стыдно было бы и в Москве показать. Есть надежда, что привезут и покажут, но пока что надо ехать в Киров, чтобы его посмотреть — спектакль, в котором все занятые в нем 13 актеров настаивают на своем праве побыть маленьким старичком с длинным крючковатым носом.
В Калуге
 в Театре драмы
надо спешить смотреть спектакли недавно ушедшего режиссера Александра Плетнёва: «Лодка», «Дом под звездным небом». У «Дома…» — большой круг постоянных поклонников, которые ходят на этот спектакль как на замечательный рок-концерт и получают неизменную порцию удовольствия. Музыка — живая, песни исполняются без фонограммы.
Ну и, наконец, для любителей советского ретро: в Пензе
год назад поставили оперетту «Севастопольский вальс», которая идет с большим успехом — ею театр
уже по традиции будет закрывать очередной сезон.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна