Петр Мамонов — кто он?

Рокер-хулиган, актер, отшельник — у сегодняшнего юбиляра множество ипостасей. Петру Мамонову исполняется 65 лет, а кажется, что он прожил за свои годы несколько жизней.

Мамонов-поэт

Тексты Мамонова к песням группы «Звуки Му» включены в антологию «Поэты русского рока». В случае с рокерами трудно отделить поэтический дар от музыкального, но общепризнанный факт в том, что позднесоветский и постсоветский рок был силен именно текстами.
В 1980 году, запершись в чертановской коммуналке, Мамонов избывал глубокую депрессию и писал стихи. Они легли в основу первых песен группы «Звуки Му». Позже, после распада группы, Мамонов выступал с моноспектаклями — по сути, монологами, начитывал альбомы белых стихов и вольных авторских пересказов сюжетов братьев Гримм. Выпустил несколько сборников своих стихов и оригинальных высказываний под названием «Закорючки». Мамонов — не просто стихотворец в каноническом понимании этого слова, но поэт в своих отношениях с миром, собственной личностью. Его жизнь, как и его поэзия, полна эскапад.

Мамонов-музыкант

В отличие от большинства музыкальных деятелей своего поколения, Мамонов не стал в юности битломаном. Его музыкальными кумирами были афроамериканцы Майлз Дэвис, Рэй Чарльз. Стиль Мамонова-музыканта также отличала бешеная, первозданная энергия. В ходе концертов он не просто пел, но устраивал целый спектакль: принимал причудливые позы, неожиданно падал плашмя, вихлялся, имитировал судороги и пускал пену изо рта… Каждая композиция «Звуков Му» становилась, таким образом, камланием, вводящим публику в коллективный транс. Только сложившись, группа приобрела необыкновенную популярность в рок-среде, музыканты кочевали по квартирникам, а в 1985-м «Звуки Му» получили возможность участвовать в официальных рок-концертах. История группы — яркая, но недолгая. Мамонова отвлекали съемки в кино, театральные эксперименты. Не хватало сил и терпения на то, чтобы развивать музыкальный коллектив. Но «Звуки Му» периодически возникают из небытия, в обновленных составах. Вот и в день своего 65-летия Мамонов обещает дать концерт в составе группы «Совершенно новые Звуки Му».

Мамонов-киноактер

Чистота
Сердце чистое, чистое
высоко, высоко.
Мысли быстрые, быстрые,
и снега далеко
простираются внешние,
а внутри по песку
скачут пташечки вешние,
позабыв про тоску.
Петр Мамонов
В 1988 году Петр Мамонов снялся в фильме Рашида Нугманова «Игла», где главную роль сыграл еще один знаковый персонаж рок-тусовки — Виктор Цой
. Соратники по музыкальному поприщу, на экране Мамонов и Цой предстали антагонистами. Герой Мамонова, зловещий доктор Артур Юсупович, воплощал коварное зло, а персонаж Цоя, благородный Моро, — добро. Рашид Нугманов открыл для кинематографа Мамонова-актера, и за то стоит сказать режиссеру большое спасибо. С тех пор Мамонов не раз снимался в кино, и коллекция его экранных созданий поражает воображение. Аутичный саксофонист Лёха в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз» (приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале — 1990!), таинственный геодезист Мефодий в третьей и последней режиссерской работе Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло», собеседник героини Жанны Моро в одиозной картине-фантазии Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф», старец-исцелитель Анатолий в значительном фильме Лунгина «Остров»
и венценосный юродивый Иван Грозный в его же картине «Царь». Особой строкой в фильмографии Петра Мамонова проходит сотрудничество с дуэтом режиссера Сергея Лобана и сценаристки Марины Потаповой. В 2005 году он неожиданно принял предложение молодых и никому не известных кинематографистов сняться в их странном, экспериментальном фильме «Пыль» в роли очередного зловещего доктора. А через несколько лет Мамонов солировал в одной из новелл оригинального фильма Лобана «Шапито-шоу».

Мамонов — театральный актер

Как мы уже отметили, каждый выход Мамонова на сцену — спектакль. На театральных подмостках он дебютировал в 1992 году. В Московском драматическом театре им. Станиславского Мамонов сотоварищи поставил и играл спектакль «Лысый брюнет» по пьесе Даниила Гинка. Постановка имела устойчивый успех, и та же команда во главе с Мамоновым поставила в Театре им. Станиславского спектакль по повести Маркеса «Полковнику никто не пишет». Но все-таки главная стезя Мамонова в театре — моноспектакли. Композиции «Есть ли жизнь на Марсе?», «Шоколадный Пушкин», балет «Мыши, мальчик Кай и Снежная королева», «Дед Петр и зайцы» — оригинальные, ни на что не похожие действа, способные раскрыть разные грани богатой, неуемной натуры Петра Мамонова.

Мамонов-радиоведущий

Мамонов всю жизнь собирал пластинки и в какой-то момент решил пустить коллекцию в дело. Вдохновленный примером Бориса Гребенщикова и его программы «Аэростат», Мамонов предложил себя в качестве ведущего авторской музыкальной радиопрограммы, и на его инициативу откликнулось радио «Эхо Москвы». Музыкант ведет там передачу «Золотая полка» — проигрывает пластинки из своей коллекции и рассказывает о судьбах музыкантов, групп и конкретных композиций.
Кадр из фильма «Такси-блюз»
Кадр из фильма «Царь»
Кадр из фильма «Шапито-шоу»
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна