Музей соли (Усть-Боровской солеваренный завод)

К середине XX в. Усть-Боровской завод остался единственным заводом по производству соли «дедовским способом».

Производственный комплекс просуществовал практически без модернизации до 70-х годов XX века. 1 января 1972 года завершилась почти вековая история уникального промышленного предприятия: Усть-Боровской солеваренный завод был закрыт. Уже в апреле 1972 года по инициативе ученых и специалистов, краеведов и музейных работников было принято решение о создании музейного комплекса «Соль России». Традиции солеварения Соликамска характерны для всей русской солеваренной промышленности.
В музее можно увидеть уникальные объекты промышленного деревянного зодчества, некоторые из которых не имеют аналогов.
На строительство полного комплекса соляного промысла, включающего рассолоподъемные скважины и башни, соляные лари, варницы и соляные амбары, уходили годы.

Процесс солеварения

Рассол нужно было выкачать из-под земли. Бурение соляных скважин до 1870 года производилось вручную: бур с силой опускался в землю с большой высоты, затем поворачивался с помощью ворота, поднимался, и из него выбивалась выбранная порода. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна диаметром 62 см, длиной 20-25 м. По ней бадьями поднимали рассол. Проходка скважин таким образом занимала порой от трех до пяти лет, а рассолоподъемная труба становилась самым дорогостоящим элементом солеваренного производства. Для получения рассола большей крепости скважины углубляли, опустив в матичную трубу деревянные обсадные трубы меньшего диаметра.
С XVII века для добычи рассола стали применять насосы — над скважиной появился сруб рассолоподъемной башни, прототипом которой, как полагают некоторые исследователи, послужила башня крепостная. Прочно стоит на земле 12-метровая башня. Сруб ее от подножия кверху сужается: верхние венцы срублены из более тонких бревен, а длина венцов убывает по высоте стены. Подобные конструкции над соляными скважинами в России больше нигде не встречались.
Рассол по рассолоотводу поступал в соляной ларь — следующее звено технологической цепочки производства соли. Соляные лари на промыслах Прикамья появились в последней четверти XVIII века. В ларь, точно в огромную бочку, по деревянным трубам самотеком переливался рассол. Чтобы стены ларя под тяжестью рассола не выпучивало, попарно ставились вертикальные бревна. Пазы между ними тщательно проконопачивались и заливались смолой. Вся эта конструкция стягивалась деревянным «обручем» — горизонтальной рамой. Сверху ларь накрывался двускатной крышей. Лари были связаны с варницами подземными деревянными трубами, по которым рассол выпускался через отверстия в нижней части ларя непосредственно на чрены.
Важнейшим элементом цикла была выварка соли. Варницы являлись основными сооружениями солеваренного завода. Классический вид варницы, квадратной в срезе, с четырехскатной кровлей и паровыходным отверстием, сложился в XVIII веке и с тех пор практически не менялся. Только в 1895 году ко всем варницам пристроили кирпичные трубы, что говорит об их преобразовании в белые, так называемые баварские варницы: под их чренами устанавливались различной системы жаровые ходы, завершающиеся дымовыми трубами.
Чренами (цыренами) назывались устройства для выварки соли, своеобразные противни размером от 125 до 144 кв. м. Изготавливались они из листов железа толщиной 14 мм, которые сшивались между собой с помощью заклепок. Только в 1940 году клепаные чрены заменили сварными.
Рассол на чрены подавался непосредственно во время варки. Выварка соли происходила при поддержании равномерного тихого жара в печах. В результате медленного кипения рассола образовывалась откристаллизовавшаяся соль. Ее собирали специальными скребками в углы чрена, откуда она подавалась деревянными лопатами на деревянные настилы над чреном — полати. На них соль досушивалась.
Готовая соль собиралась в рогожные мешки и доставлялась специальными рабочими-соленосами в амбары, так называемые соляные магазейны, в которых накапливался годичный запас соли для ее последующей отправки водным путем. Внутри амбар делился на десять секций — закрома, куда соль загружали сверху. Амбар поставлен у самой воды на ряжи — бревенчатые клетки. Они служили не только фундаментом для амбара, но и предохраняли соль от намокания во время разлива реки. Для своего времени амбары являлись гигантскими постройками: длина — 52 м, ширина — 19 м, высота до конька крыши — 15 м. В такой амбар входило около 100 тысяч пудов соли.
Загрузка и выгрузка амбаров первоначально производилась вручную. Соленосы с мешками на спине по специально установленным эстакадам доставляли соль на разгрузочные площадки под крышей амбаров. Позже для этих целей были построены рельсовые солекатные дорожки. Выгрузка соли на баржи производилась непосредственно из амбаров через проемы в их нижней части весной, когда воды Камы подходили к ним вплотную.

Музей соли

Наряду с производственными сооружениями на территории музея сохранилось и двухэтажное с мезонином здание конторы заводоуправления, построенное основателем завода А.В. Рязанцевым в 1884 году. Оно использовалось в качестве конторы сользавода и загородного дома для членов семьи владельца. Планировка помещений, фасады первого этажа выполнены в стиле классицизма. Второй этаж, обшитый деревом и украшенный богатым набором пропилочной резьбы, выполнен в стиле народного деревянного зодчества XIX века.
Ценность комплекса Усть-Боровского солеваренного завода в том, что он отражает различные эпохи в развитии солеваренного дела, эволюцию и традиционность в промышленной архитектуре, опыт строительства соляных промыслов. Время как бы остановилось, на территории завода господствует XIX век. А учитывая, что сооружения и действующее оборудование в полной мере отражали предшествующие этапы развития солеварения, можно сказать, что полноправным хозяином соляного промысла является век XVII.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна