Первое упоминание города в летописи датировано 1108 годом. Основателем считается Владимир Мономах. Знаменитые памятники древнерусской архитектуры Владимира — Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота.

История города

Границы первой княжеской крепости были определены рельефом местности: с юга ее защищали крутые берега Клязьмы, с севера — речка Лыбедь, с востока и запада — глубокие овраги. Для надежности деревянные стены и башни были построены на искусственных земляных валах, соединивших верховья оврагов и прибрежной кручи. Длина их составляла 2,5 километра.
При наследнике Владимира Мономаха Юрии Долгоруком город входил в состав Ростово-Суздальского княжества. Город начал разрастаться. В 1157 году новый княжеский двор с белокаменной церковью Святого Георгия, небесного покровителя князя, занял высокий городской холм к западу от крепости Мономаха. Строительство крайне дорогостоящих, но выдающихся по архитектурным и декоративным качествам зданий из белого камня подчеркнуло политическое возвышение Владимира.
Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский превратил город в новую столицу Северо-Восточной Руси. Сюда из Вышгорода, резиденции киевских князей, он привез одну из самых чтимых святынь православия — икону Божией Матери, получившую наименование Владимирской. Недалеко от Владимира князь Андрей основал свою резиденцию — Боголюбово. Градостроительный замысел князя был грандиозен: Владимир по архитектурному великолепию не должен был уступать «матери городов русских» Киеву. В 1158–1165 годах во Владимире развернулось масштабное строительство. Для начала он был обнесен новыми укреплениями, на валах воздвигнуты деревянные стены с башнями и воротами: с западной стороны в город вели Золотые ворота, по дороге из Суздаля — Серебряные, а на Клязьму выходили Волжские.

Владимирское княжество

Успенский собор, возведенный в 1161 году, стал главным кафедральным храмом Владимирского княжества. Он занял наиболее выгодную точку городского рельефа и был виден на многие версты вокруг. Его сооружение велось как строителями со всей Руси, так и «мастерами со всех земель», в том числе, возможно, присланными самим Фридрихом Барбароссой. На постройку храма князь выделил десятую долю своих доходов. Успенский собор был сложен из белого камня-известняка, четверик (основание) был практически кубом (27,5 на 17,5 метров), а по высоте (вместе с куполом) собор превосходил Софийские храмы в Киеве и Новгороде. Пятиглавый собор, центральный купол которого был покрыт золотом, за что его стали называть «Златоверхим», на многие годы определил тенденцию развития зодчества и стал образцом для позднейших московских построек. Впервые на стенах Успенского собора появилась удивительная белокаменная резьба, яркую белизну фасадов подчеркивали окованные медными листами порталы и барабаны куполов. Собор получился настолько великолепным, что летописцы сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме. В 1185 году собор пострадал от городского пожара. Младший брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо пригласил опытных мастеров, которые в 1185–1189 годах произвели его реконструкцию, значительно расширив площадь храма.
Всеволод Юрьевич продолжил белокаменное строительство, окончательно закрепив за Владимиром-на-Клязьме статус великокняжеской столицы. При нем сооружается пышный княжеский дворец с нарядным Дмитриевским собором (1194–1197) — одним из самых выразительных памятников домонгольского периода, ставшим образцом развитого владимиро-суздальского архитектурного стиля. Он построен в пропорциях «золотого сечения» и украшен изысканным узором из 1500 резных камней. Интересно, что князь Всеволод позаимствовал для собственного домового Дмитриевского храма некоторые сюжеты рельефов, в том числе знаменитую композицию «Вознесение Александра Македонского», с фасадов Успенского собора.
Правление Всеволода было отмечено строительством и других храмов. В юго-восточной стороне Владимира он основывает Рождественский монастырь с белокаменным собором, а его жена, княгиня Мария Шварновна — Свято-Успенский Княгинин женский монастырь с прекрасным Успенским собором, выстроенным полностью из кирпича (1200–1201 годы). Монастырь стал усыпальницей владимирских княгинь и княжон.
Большой урон был нанесен Владимиру монголо-татарами. Но даже после катастрофы 1238 года, когда Владимир был сожжен и разграблен войском Батыя, город не утратил своего столичного статуса, а с 1299 до 1326 года был центром митрополии Русской Православной Церкви. Однако главный храм — Успенский собор — сильно пострадал, большинство фресок погибло в пожаре. В 1408 году для возобновления его росписей московский князь Василий I пригласил Андрея Рублева и Даниила Черного. Они фактически заново расписали собор. Фрески этих двух великих мастеров сохранились до наших дней, правда, со значительными утратами. Кстати, Рублев написал для иконостаса Успенского храма новые иконы, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
В Успенском храме венчались на Великое Владимирское княжение русские правители до середины XV века. С конца XV века Владимир уступает свое место в политической жизни Руси возвысившейся Москве и становится тихим провинциальным городом, хранящим память о былом могуществе. Главные владимирские святыни — Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота — в 1992 году были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевры созидательного гения человека. А в 2010 году 335 памятников Владимирской земли были признаны объектами истории и культуры федерального значения.

Золотые ворота

Главные из проездных ворот древнего Владимира, высота которых подчеркивает триумфальный характер этого грандиозного и лаконичного сооружения, построены из белого камня в 1158–1164 годах по приказу князя Андрея Боголюбского. Мощный куб башни разрезан высокой аркой. Венчает здание надвратная церковь Положения Риз Богородицы. Это самая узнаваемая достопримечательность Владимира. По легенде, во время строительства обрушилась кладка арки ворот, груда камней погребла 12 человек. Князь Андрей истово молился о спасении людей, и когда завал разобрали, все пострадавшие оказались живы. Золотые ворота не раз перестраивались. В 1469 году надвратную церковь обновлял известный московский подрядчик и строитель В.Д. Ермолин. В 1767 году Владимир посетила российская императрица Екатерина II. Если верить местному сказанию, при въезде в город ее карета застряла в арке Золотых ворот, ставших тесными для проезда. Поэтому было принято решение срыть примыкавшие к сооружению земляные валы.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна