Введенский ставропигиальный мужской монастырь «Оптина пустынь»

В Оптиной пустыни издревле селились монахи-отшельники. Со временем здесь возвели храмы, и обитель стала духовным центром России. В начале XIX века монахи выпускали церковную литературу для других монастырей. В разные годы пустынь посещали Федор Достоевский, Владимир Соловьев и Николай Гоголь.

Первые монастырские храмы

«Оптина пустынь» находится в Калужской области на берегу реки Жиздры. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в XV веке он уже существовал — сохранилась книга богослужений тех лет. Пустынью тогда называли отдаленные монашеские поселения.
По преданию, обитель основал раскаявшийся разбойник по имени Опта. Первые письменные свидетельства о монастыре появились в Козельских писцовых книгах 1620–30-х годов — например, запись о поминании в монастырских церквях убитого царевича Федора Иоанновича
.
В 1689 году на территории обители заложили первую каменную церковь, но из-за нехватки денег строительство остановилось. В начале XVIII века монастырь настолько обеднел, что монахи не смогли платить оброк государству. Вскоре его закрыли — здания опустели, а утварь для богослужений отошла Белёвской Спасо-Преображенской обители.
Новая жизнь монастыря началась в середине XVIII века. Здесь возвели деревянную колокольню и каменный собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм с пятью куполами. Обитель продолжила расти и в начале XIX века: в 1809 году новая больничная церковь с шестью кельями уже принимала больных; вскоре был освящен и храм в честь Казанской иконы Божией Матери
.

Колокольня монастыря

Главную колокольню-врата в Оптиной пустыни возвели в 1804 году. Все пожертвования, этапы строительства и расходы на материалы и оплату труда рабочих монахи записывали в «шнурозапечатанную книгу», которая сохранилась до наших дней. Колокольня стала самым высоким строением в округе. В двух боковых частях колокольни располагались монашеские кельи. Над воротами висела икона с образом Господа Саваофа, а с внутренней стороны — Знамения Пресвятой Богородицы. В 1826 году в верхнем ярусе установили часы, а в 1845 году здесь появился механизм с курантами, которые отбивали каждые 15 минут.
На третьем ярусе висели девять колоколов. В один звонили в праздники, в другой — в будние дни, отдельные колокола звали монахов на службу и трапезу. На колоколах значились имена попечителей, мастеров, время и место, где они были изготовлены. Надпись на самом большом из них гласила: «Колокол сей устроен в Козельскую Введенскую Оптину пустынь 1815 года февраля 23 дня. Лит в Туле, на заводе Черниковых; весу в нем 213 пуд. 34 ф. при игумене Авраамии. Мастер Аким Воробьев». На нем же были отлиты образы Казанской Божией Матери и святого Николая Чудотворца.

Иоанно-Предтеченский скит

В 1821 году на территории монастыря появился скит — селение для отшельников. Название скиту дала церковь Иоанна Предтечи, которую построили послушники. Храм был аскетичным и внутри, и снаружи: внешний облик украшали лишь колонны на крыльце и фигурные перила. Территорию скита окружал высокий забор.
Монахи издавали книги: печатали жития, писали духовные труды и отправляли их в другие монастыри. Библиотеку обители трижды посещал Николай Гоголь
. В 1878 году в Иоанно-Предтеченском ските несколько дней жил Федор Достоевский
, сюда он приезжал после смерти своего младшего сына. Исследователи предполагают, что настоятель скита преподобный Амвросий стал одним из прообразов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»
.
После революции насельников скита репрессировали.

Возрождение монастыря

В XX веке в Оптиной пустыни располагалась сельскохозяйственная артель, дом отдыха, концлагерь «Козельск-1», а позже — воинская часть.
Монастырь передали Русской православной церкви в 1987 году, а уже через год в церквях прошли первые богослужения. Тогда же начали восстанавливать храмы обители. Первыми отреставрировали надвратную церковь Владимирской иконы Божией Матери и один из самых древних соборов монастыря — Казанской иконы Божией Матери. В 2000-х здесь построили три новых храма: Преображения Господня, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна