Показать
Архангельская обл., г. Архангельск, наб. Северной...
Каталог музеев

Историко-архитектурный комплекс «Архангельские Гостиные дворы»

Сайт:
kraeved29.ru
Показать

Один из старейших музеев Северо-Запада России – Архангельский краеведческий музей расположен в памятнике архитектуры XVII–XVIII вв. Архангельских Гостиных дворах. Гостиные дворы – каменная крепость – были построены в 1668–83 гг. по указу царя Алексея Михайловича. Это было одно из грандиознейших сооружений того времени, занимавшее площадь около 9 га.

Архангельский Гостиный двор, называвшийся до конца XVIII века «каменный город», был сложным комплексом, объединившим административные, торговые и оборонительные функции. Он служил фортификационным сооружением, защищавшим устье Северной Двины – начало пути вглубь страны. Собственно крепость занимала пространство между Немецким и Русским Гостиными дворами. Стену города прорезали два ряда бойниц для стрелков и ряд машикулей – амбразур для борьбы с противником вплотную подступивших к стенам крепости, за которыми находились площадки для воинской команды. Высота стен достигала 10,6 метров. По углам комплекса «каменного города» были поставлены четыре 3-ярусные боевые округлые в основании башни, высотой до перекрытия 11,5 м и до шпиля 27,5 м. Башни, как и стены, называли по имени строителей: Коликова, Карзеева, Реэстрова, Вестова. На западной стене города (речной фасад) была возведена квадратная в основании 4-х ярусная башня, высотой до перекрытия 20 м, до шпиля – 40 м. Толщину ее стен (4,25 м) также прорезали боевые амбразуры. Под башней шел главный проход на территорию города. Двинские ворота были кованые железные. Первоначальное название башни – Проезжая или Раскат, с начала XVIII века – Орловская (на ее шпиле был установлен двуглавый орел – герб России). На восточной стороне города возведена округлая в основании 3-ярусная проезжая башня – Тайницкая, высотой до перекрытия 13 м, до шпиля – 32 метра. В стенах амбаров Немецкого и Русского Гостиных дворов вместо окон были установлены бойницы, которые могли использоваться для обороны. На территории крепости размещались амбары с поташем, смолой и артиллерийским припасом. Таким образом, Гостиные дворы были довольно мощным оборонительным сооружением, хотя и устаревшей конструкции.

В годы Северной войны по указу Петра I в ожидании нападения неприятеля для укрепления обороны Гостиных дворов были достроены угловые башни, а вдоль речного и южного фасадов были устроены палисад и бруствер, пополнено артиллерийское вооружение. В «Отписной книге» стольника князя Петра Голицына от 5 января 1707 года записано: «Всего у города Архангелского один мартир медной, да медных и железных пушек и дробовиков, и скорострелных восмь пушек». После исключения в 1763 году «каменного города» – Архангельской крепости из списка крепостей, в конце XVIII века Гостиный двор был значительно перестроен в классическом стиле. Здесь стали размещаться таможня, губернский суд, полицейская управа, архив, соляные и винные магазины и другие «казенные» учреждения. Как оборонительное сооружение он утратил свое значение.

В годы Великой Отечественной войны в Гостином дворе размещался узел связи Беломорской военной флотилии. Эта воинская часть обеспечивала связь в западном секторе Арктики до Карского моря. В подвалах под Соляными складами жители города прятались во время бомбежек. Реставрация памятника федерального значения «Архангельский Гостиный двор» началась в 1992 году, но основной объем работ выполнен в 2009–2010 гг. Сейчас в здании Гостиного двора расположен один из старейших музеев в России – Архангельский краеведческий музей. После многочисленных перестроек и разрушений в течение XVIII–XX веков комплекс претерпел значительные изменения, но и в таком виде уникальность его несомненна. Сегодня жители и гости города могут посетить отреставрированные купеческие палаты Русского Гостиного двора XVII века и парадные залы XVIII века, где развернулся крупный музейно-культурный центр. Музей предлагает обзорные и тематические экскурсии по экспозициям для различных категорий посетителей, а также приглашает стать участником многочисленных выставочных и культурных проектов.