Показать
Респ. Крым, г. Керчь, ул. Розы Люксембург, д. 2...
Исторические

Музей каменных древностей «Лапидарий»

Сайт:
kerchmuseum.ru
Телефон:
Показать
этот музей принимает участие в голосовании «Мой любимый музей — 2018», которое продлится до 26 ноября. Голосовать можно один раз в сутки.

Музей уникальных памятников античности.

Лапидарий (от лат. lapis – камень) – находящаяся в Керчи коллекция образцов античного искусства, содержащая предметы, открытые во время раскопок городищ Боспорского царства, а также другие находки, обнаруженные на территории Керченского полуострова. Занимает одно из ведущих мест среди хранилищ классических эпиграфических памятников мира. В Керченском лапидарии хранятся боспорские древнегреческие надписи, сделанные на камне, скульптура и архитектурные детали, образцы гебраистских и тюркских надгробий.

Древние греки, основавшие в VI в. до н. э. на северном побережье Черного моря свои полисы (города-государства), ввели здесь свои обычаи и традиции. История и культура Боспора Киммерийского неразрывно связана с общегреческой эллинской культурой. Но в то же время древние греки испытывали живой интерес к чужеземным культурам и легко вступали в контакт с местными народами, населявшими северное побережье Понта Эвксинского. Греческие переселенцы усвоили многие религиозные установления и обряды коренного населения. В результате на Боспоре сложился своеобразный синкретичный (смешанный) тип культуры, основанный на мифологических и религиозных представлениях.

Религия освящала все стороны жизни древних греков. Природа была пронизана божественным духом: в каждом ручейке жила нимфа, в каждом дереве – дриада. Боги представлялись в человеческом облике, разве что более совершенном, прекрасном. Природное чувство прекрасного, свойственное эллинам, нашло наиболее полное воплощение в скульптуре.

Древнегреческая скульптура всегда составляла важную часть всех музейных экспозиций Керченского историко-культурного заповедника. Коллекция скульптурных произведений в лапидарной коллекции выполнена из камня – привозного мрамора и местного известняка. Все виды произведений каменной пластики античного Боспора сегодня можно увидеть в лапидарии на выставке, которая носит название «Памятники лапидарной коллекции».

Сакральная скульптура представлена в экспозиции образами богов и героев. Как известно, главным покровителем Пантикапея был Аполлон – покровитель искусств, предводитель муз, защитник боспорских полисов и покровитель аристократических кругов. В Пантикапее Аполлон почитался также в ипостаси Врача. Посвятительная надпись на постаменте от бронзовой статуи гласит: «Демофонт, сын Эргина, посвятил (статую) за свою жену Акию...». Видимо, Акия нашла исцеление в храме Аполлона, в честь чего её супруг на собственные средства установил перед храмом Аполлона скульптурное изображение бога.

Почиталась боспорянами и сестра Аполлона Артемида. На выставке в лапидарии богиня показана сидящей на скале, увитой листьями аканта, на коленях у нее бычья голова. Это изваяние являет нам богиню-покровительницу животных, её владения – мир животных и растений, старинные обычаи, связанные с ними.

Если Аполлон считался на Боспоре покровителем аристократии, то Геракл был любимым мифологическим персонажем всех греков. Наполовину бог, на половину человек – он был близок всем: и знати, и простолюдинам. В экспозиции образ Геракла запечатлен на мраморной герме, имеющей вид четырехгранного столба. На плечи героя наброшена львиная шкура с лапами, завязанными узлом на груди. Гермы устанавливались на дорогах с указателями расстояний и популярными сентенциями, повсеместно почитались. Геракла с Северным Причерноморьем связывают особые отношения: здесь он является прародителем скифов и супругом скифской «Змееногой богини», которая на выставке показана в виде женщины с растительными побегами вместо ног.

Скифская «Змееногая богиня» была одной из самых почитаемых богинь местного пантеона. Ей поклонялись как богине плодородия. С образом Геракла связывают изображения пирующего героя-умершего на надгробных рельефах со сценой загробной трапезы. Совместный пир симпоссий с хтоническими богами символизировал обожествление умершего в момент смерти и беспечальную, изобильную жизнь в потустороннем мире.

Помимо богов олимпийского пантеона боспорские греки почитали и местных богов, поставив их себе на службу и заручившись поддержкой и в этом, и в потустороннем мире. В лапидарии экспонируется статуя местной богини Астары. Статуя была парной. В 1800 г. на Тамани, на берегу Ахтанизовского лимана, были найдены две статуи – мужская и женская, и постамент с посвящением «сильному богу Санергу и Астаре» от царицы Комосарии. Скульптуры были возведены, вероятно, для умилостивления подземных богов, так как местность, где они были найдены, известна своими грязевыми вулканами, бьющими из-под земли. Имена божеств – Астара и Санерг – нигде более не встречаются, вероятно, это были древнейшие местные божества синдо-меотских племен.

Постамент с надписью хранится в Государственном Эрмитаже, статуя Санерга утрачена во время Великой Отечественной войны, а Астара экспонируется в Керченском лапидарии – так порой переплетаются судьбы не только экспонатов, но и родственных по духу музеев.

Помимо сакральной скульптуры в лапидарной экспозиции представлены портретные изображения боспорян, мемориальная и декоративная скульптура, произведения архитектурной пластики, предметы культового назначения. Выставка иллюстрирует все стороны жизни населения боспорских городов. Мифы и легенды Древней Греции, так или иначе связанные с Киммерийскими землями, сопровождают нас в процессе осмотра экспозиции, раскрывают многозначную символику античного искусства, погружают в далекую и прекрасную культуру, которую по праву называют колыбелью европейской цивилизации…

Обзоры событий в этом месте

В Керченском Лапидарии открылась временная выставка об античном градостроительстве
Выставку открыла зав. отделом «Лапидарий» Кучеревская Н. Л. Сохранилось большое количество архитектурных деталей, которые в сопоставлении с письменными источниками, позволяют говорить о том, что градостроительство Боспора шло в общем русле античной архитектуры. Греки, выби­рая место для поселения, исходили из многофункционального характера городов, где обязательны были оборонительные стены, храмы...