Выставка «Состязание с натурой. Из истории столового убранства XVIII–XIX веков»
На выставке будут показаны около 130 предметов сервировки из фарфора, керамики и стекла из коллекции Музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века», а также Музея-усадьбы «Архангельское» и Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С. Г. Строганова. Все экспонаты так или иначе имеют отношение к имитации живой природы — цветов, плодов, животных, птиц и насекомых. Посетители смогут познакомиться с феноменом обманки, характерным для придворного и аристократического быта XVIII века, и проследить его дальнейшую историю.
Искусство «обмана глаз» (тропмлёй, от фр. trompe-l'œil), получившее необычайное распространение в живописи, в росписях интерьеров храмов и дворцов в XVII веке, было одним из проявлений причудливого вкуса эпохи барокко, заложенного в самом ее названии. В искусстве декорировании парадного стола всплеск увлечения обманками случился после изобретения европейского фарфора в начале XVIII века. Фарфор не только вызвал революцию в сервировке, но и постепенно вытеснил драгоценные металлы, специальное тесто и карамельный сахар, из которых раньше делали настольные украшения. Законодательницей моды на столовые обманки стала первая в Европе Мейсенская фарфоровая мануфактура. Здесь по эскизам скульптора И.И. Кендлера было выпущено огромное количество посуды с лепными украшениями в виде лимонов, артишоков, цветной капусты, спаржи, винограда, клубники и различных цветов. Иногда предметы сервизов представляли собой настоящие «натуралии»: миски, масленки и вазы в виде дынь и арбузов, кочанов капусты, пучков спаржи, лотки в виде листьев.
В середине XVIII века увлечение природными формами получило новое развитие: при росписи фарфора стали широко использоваться научные ботанические атласы. В собрании Музея-заповедника «Царицыно» хранится экземпляр четырехтомного издания Phytanthoza iconographia («Изображение растений»), составленного немецким аптекарем и ботаником И.В. Вайнманном в конце 1730-х — середине 1740-х годов. Этот знаменитый труд, содержащий более тысячи раскрашенных гравюр с изображениями деревьев, кустарников, трав, цветов и фруктов, оказал большое влияние на декор мейсенской посуды. Прекрасный пример — сервиз «Всякая всячина Брюля» с рельефными и живописными изображениями плодов и цветов, сделанный в 1740-х годах для всемогущего графа Генриха фон Брюля, управляющего мейсенской мануфактурой. Предметы из этого сервиза можно увидеть на выставке в инсталляции «Парадный стол».
Росписи на фарфоре первой половины XIX столетия отличаются необыкновенной точностью в изображении цветов. Блестящий образец — серия тарелок с розами живописной мастерской Н.Б. Юсупова в Архангельском по гравюрам из атласа «Розы» П.-Ж. Редуте. Наряду с ними посетители увидят расписанные по ботаническим атласам тарелки парижской фирмы Даготи и подмосковной фабрики Гарднера.
К середине XIX века технику натуралистической росписи освоили на всех фарфоровых предприятиях. Созданные на Императорском фарфоровом заводе предметы уникального сервиза тет-а-тет в виде яблока, ананаса, груши, винограда повторялись на частных заводах Попова, Сафронова, а на рубеже XIX–XX столетий стали массово производиться на фарфоровых и фаянсовых заводах М.С. Кузнецова. Одновременно создавались произведения в стиле керамики «сельских глин» Бернара Палисси (XVI век), украшенные точными рельефными изображениями рыб, змей, ящериц и лягушек. Повторялись и перерабатывались некоторые модели XVIII века, например, масленка в виде пучка спаржи и чашка-роза. Создавались новые «обманки» в виде различных плодов и животных, в которых также просматриваются традиции прошлых столетий. Посетители выставки, несомненно, увидят разницу в качестве этих образцов и их несравнимо более тонких и изысканных предшественников. Тем не менее, эти забавные предметы показывают, какого уровня популярности феномен обманки достиг к началу XX века.
В самом маленьком зале выставки выставлены всего пять экспонатов. Это стеклянные стаканы и рюмка «с мухой» конца XVIII — начала XIX века из собрания Кусково. Когда в такую посуду наливалась вода, очень реалистичное изображение мухи словно оживало. Представить как это «работало» посетителям поможет небольшой видеофильм. «Муха в стакане» идеально отвечала главной цели создания столовой обманки — перехитрить, застать врасплох, потешиться.
Декоративное решение экспозиции не традиционно для выставки фарфора: в одних и тех же залах фарфоровые имитации соседствуют с живой природой — цветами и растениями из царицынских оранжерей.
Открытие выставки «Состязание с натурой» одновременно станет презентацией только что отреставрированного Малого дворца. Возведенный в 1776–1778 годах Василием Баженовым для Екатерины II, этот полукруглый камерный дворец — одна из главных архитектурных жемчужин царицынского комплекса.