Выставка «Священное послание Сальвадора Дали»
Ни одной из 105 представленных на выставке работ Сальвадора Дали нет в собраниях российских музеев, что позволяет без преувеличения назвать этот проект уникальным.
Два тысячелетия Библия являлась «книгой книг» для европейского искусства, а в последние несколько столетий — для искусства всего мира. Многие художники, обращаясь к библейским историям, пытались в притчевой, иносказательной форме рассказать о своём времени и одновременно пытались найти ответы на вопросы, которые история ставила перед ними и перед всем человечеством.
Казалось, что искусство ХХ века уже далеко ушло в своих интересах от тем Ветхого и Нового Завета, но Библия продолжала волновать величайших мастеров искусства прошлого века, становясь для кого-то залогом возрождения религиозного сознания, а для кого-то — источником поэтических образов. И каждый, прикасаясь к многовековой традиции воплощения вечных сюжетов, обращался к библейским текстам. Сальвадор Дали не был исключением, но он предпринял рискованное предприятие — передать языком сюрреализма библейские истории и в этом смысле сломать существовавшие в изобразительном искусстве традиции.
Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Находясь в постоянном творческом поиске между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Порой он представляет Христа центром первозданной Вселенной, а порой представляет себя Спасителем мира. Ведь не случайно родители дали ему имя Сальвадор — Спаситель.
В 1963 году Сальвадор Дали получил предложение от Джузеппе Альбаретто (Dr. Giuseppe Albaretto) проиллюстрировать новое издание Библии (Biblia Sacra) и с большим энтузиазмом принялся за его воплощение. Такой проект предполагал детальное и глубокое изучение текстов Священного Писания, духовное проникновение не только в сюжетную линию повествования, но и в скрытый смысл и истину слов Великой Книги.
Выбор библейских тем для этого проекта был сделан самим Дали. В результате в 1963–1964 годах появились 105 работ, выполненных в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш и переведённых в 1964–1967 годах в литографии. Таким образом, появился самый масштабный в творчестве Дали графический проект.
Каждая из 105 литографий, представленных на выставке, представляет собой попытку интегрировать фантазии, свободу, чувства, волю, интуицию художника. Но, даже обратившись к библейским темам, он остаётся провокатором. Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. Его мысли и образы, возникавшие под воздействием погружения в мир человеческой истории со дня сотворения мира, дарили свободу форме, содержанию и цвету.
Его библейские работы, при всей кажущейся на первый взгляд противоречивости и спорности, привлекают внимание зрителей не только к живописи, но и к новому прочтению Священного Писания. Особенно это характерно для молодёжи, склонной воспринимать мир по-своему и отвергать поучения и догмы предшествующих поколений. В этом особая миссия и значение библейских мотивов в произведениях Дали для наших дней.