Выставка «Модернизм в японской фотографии. 1930-е годы. Осаму Сиихара»

Событие завершилось

Работы Сиихары находятся в собраниях Национального музея современного искусства Токио, Художественного музея Хьюстона, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Гетти и других.

Осаму Сиихара (1905-1974) родился в Осаке. В 1928 году поступил в Токийскую художественную школу (сегодня Токийский национальный университет искусства и музыки), где учился на факультете западной живописи под руководством выдающегося японского художника Фудзисимы Такедзи.

После окончания художественной школы в 1932 году Сиихара вернулся в регион Кансай, где он родился и вырос. Здесь он основал собственную живописную мастерскую в городе Нисиномия (префектура Хёго). Судя по всему, как раз в это время он серьезно увлекся фотографией и вступил в фотографический клуб «Тампей», проповедовавший принципы новой фотографии («Синко Сасин»). Являясь одним из лидеров клуба, Сиихара создал ряд экспериментальных работ, используя такие техники, как фотограмма, соляризация, множественная экспозиция и сочетание фотографии и рисунка, которое он сам называл фотоживописью.

В отличие от токийского крыла представителей «новой фотографии», которых больше интересовала социальная функция фотографии, позже они обратились к фотожурналистике, для членов клуба «Тампей» вопрос о роли фотографа и фотографии в обществе был не столь актуален. Прежде всего, снимок должен был отражать внутреннее видение художника. Они продолжали свои формальные эксперименты, которые привели к формированию течения, получившего название «Дзеней Сасин» («авангардная фотография»).

Это течение сформировалось примерно к 1937 году под мощным влиянием сюрреализма. В 1937 году журнал «Мидзуе» организовал первую в Японии выставку западных художников-сюрреалистов, которая была показана в Токио, Нагое и Осаке. Кроме того, в июне того же года вышел приуроченный к выставке номер журнала «Ателье», включавший статьи об авангардной живописи, после чего вдохновленные новыми идеями члены клубов «Тайпей» и «Фотоклуб Осаки» создали «Группу авангардной образности» в Осаке и стали одними из первых фотографов-сюрреалистов в Японии.

Осаму Сиихара никогда не стремился к оригинальности и новизне ради них самих. Прежде всего, его привлекали формообразующие принципы сюрреализма, позволяющие наиболее точно выразить его мироощущение. Несмотря на то, что он использовал в своих фотографиях множество различных техник, его работы неизменно демонстрируют устойчивую композицию, доказывающую продуманное использование тех или иных технических средств.

Сиихара рассматривал европейский сюрреализм, скорее, как результат опустошенности, принесенной Первой мировой войной.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна