Выставка «Танка — искусство философии, медитации и йоги. Буддийская живопись Николая Дудко»
Безмятежный Будда, застывший в медитативной позе, многорукие и многоголовые божества, причудливые орнаменты и пейзажи — глядя на танка (тиб. — свиток), кажется, что иностранцу никогда не постичь загадочную душу Востока. Однако творчество Николая Дудко свидетельствует об обратном. История этой религиозной живописи уходит далеко в глубь веков. Неудивительно, что сюжет, композицию, цветовую гамму, а также весь процесс создания свитка определяет канон.
Материал, на который наносят рисунок, — это льняная или хлопчатобумажная ткань, в особых случаях — шелк. Для создания краски используются непрозрачные минералы (например, малахит и киноварь). Компоненты смешивают с животным клеем и желчью, чтобы сделать изображение более стойким. Последняя и, пожалуй, самая важная часть работы — живописание золотом. За этим следует парчовое обрамление. Длительный и кропотливый процесс венчает обряд освящения танка, который проводит опытный лама.
Размеры изображений изменяются по величине (от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров). Большие танка часто создаются группами художников, при этом на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы.
На танка обычно изображают будд, бодхисаттв, житийные циклы и др. Однако для того чтобы в полной мере оценить работы Николая Дудко, знать буддийский пантеон богов не обязательно. Художник полагает, что его произведения могут сказать все сами за себя — нужно лишь внимательно к ним приглядеться.