Выставка «Айсберг (и) / Iceberg(s)»
Выставка открывается в архитектурном пространстве флигеля
«Руина», законсервированном реставраторами после пожара. В холодных залах
«Руины» строится многожанровый мультимедийный артистический и исследовательский
проект, объединяющий видеодокументацию арктических экспедиций, фотографии северных
ландшафтов, художнические перформансы и акции, традиционное шаманское камлание
и современные музыкальные сочинения.
Изменчивые формы тающих и застывающих на морском ветру айсбергов, среди которых не встретить двух одинаковых, стали источником вдохновения у архитекторов. Айсберги из-за их размеров сравнивают с небоскребами, хотя, как известно, верхушка айсберга устремлена не к небу, а в морскую пучину. Поля айсбергов складываются в ином художественном воображении в мегаполисы ледяных гор, хотя человечеству сегодня больше угрожает глобальное потепление, а не новый ледниковый период.
Экспозиция открывается документальным фильмом об экспедиции гренландского исследователя Оле Йоргена Хаммекена. В 2012 году Хаммекен изучал быт самых северных народов — полярных эскимосов, к поселениям которых он добирался на собачьей упряжке и открытой лодке. Сами айсберги вырастают на нескольких экранах и черных зеркалах в фотографиях и видеофильмах художницы русского происхождения Гали Морелл, называющей себя «художником по имени Холод».
Дрейф по экранам и зеркалам айсбергов-небоскребов — «молодых, жизнерадостных, дряхлых, элегантных, распутных, пафосных, кичливых, белых, голубых, красных, черных, оранжевых» — сопровождается горловым пением, говором эскимосов и первым в России исполнением композиции Леры Ауэрбах «Мечты и шепоты Посейдона». В рамках открытия выставки под крышей «Руины» пройдут перформансы и акции шаманов, художников и музыкантов.